ПОВЕДЕНИЕ САМОЛЕТА

Я надеюсь, что вы будете летать осмысленно, а не машинально, как бестолковый Джо, который запоми­нает только отдельные факты и со­вершенно забывает о принципах, ле­жащих в их основе. Поэтому я счи­таю полезным дать вам общее пред­ставление о поведении вашего само­лета при изменяющейся плотности воздуха.

Рис. 205. Подъемная сила крыльев вашего самолета при дан­ной скорости прямо пропорцио­нальна плотности воздуха. Взгля­нув на изображенную здесь кри­вую, вы легко поймете, что мини­мальная скорость, при которой подъ­емная сила достаточна для поддер­жания самолета в воздухе, увели­чивается с высотой. Если вы взле­таете с аэродрома, лежащего на боль­шой высоте над уровнем моря, то минимальная воздушная скорость, необходимая для отрыва, больше, чем при взлете с аэродрома, нахо­дящегося ближе к уровню моря.

Рис. 206. С другой стороны, если ваш самолет снабжен мотором без наддува, у которого, как из­
вестно, мощность падает с высотой, максимальная скорость самолета бу­дет постепенно уменьшаться с вы­сотой, несмотря на то, что и плот­ность воздуха также уменьшается.

Подпись: 212. Рис. 207. Эта кривая показы­вает вам, что, если вы летите на самолете, снабженном мотором с наддувом, т. е. мотором, развиваю­щим постоянную мощность до своей расчетной высоты, максимальная скорость самолета будет увеличи­ваться, пока не достигнет наиболь­шего значения в точке А на рас­четной высоте. После этой точки кривая скорости загибается влево, и максимальная скорость умень­шается так же, как на рис. 206.

Рис. 208. Время в минутах, за­трачиваемое самолетом на то, чтобы подняться на определенную высоту, зависит от избытка мощности, раз­виваемой мотором. Так как мощ­ность мотора без наддува падает с высотой, время, затрачиваемое на подъем на каждые следующие 100 м, увеличивается с высотой; в случае мотора с наддувом, мощность кото­рого остается постоянной до его рас­четной высоты, время, затрачивае­мое на подъем на каждые 100 м, тоже увеличивается, но медленнее, чем при моторе без наддува.

Рис, 209. Скорость подъема в метрах в секунду, с которой ваш са­молет может набрать данную высоту, также зависит от избытка мощности мо­тора. На рисунке вы заметите, что, когда вы летите при постоянном давлении во всасывающем трубопроводе, скорость подъема (вертикальная скорость) увеличивается с высотой, как увеличивается с высотой мощность мотора.

Если вы поднимаетесь при постоянной мощности, кривая либо подобна пока­занной прерывистой чертой либо еще больше приближается к вертикали. Когда вы достигнете расчетной высоты, вертикальная скорость начинает падать, так как мотор с наддувом приобретает теперь свойства мотора без наддува.

Рис. 210. Эта диаграмма показывает, что на больших высотах для поддержания одной и той же воздушной скорости требуется меньшая мощ­ность мотора, чем на меньших высотах.

Причина этого лежит в том, что с подъемом плотность воздуха умень­шается и, следовательно, уменьшается его сопротивление, для преодоления которого потребуется меньшая мощность.

Рис. 211. Кривая на этом рисунке показывает изменения расхода горючего в час на различных скоростях. Заметьте по кривой «потребной мощности», что расход горючего на очень малых скоростях больше. Это про­исходит потому, что большой угол атаки настолько увеличивает лобовое сопротивление, что для преодоления его нужна большая мощность. Для наибольшей вертикальной скорости воздушная скорость должна быть несколько больше экономической скорости; для наибольшей дальности, т. е. для того, чтобы пролететь наибольшее число километров на литр горючего, скорость самолета должна быть больше скорости, необходимой для наибольшей вертикальной скорости (вы, конечно, понимаете, что все это только общие указания и что точные данные можно получить только путем изучения летных характеристик определенного самолета).

Из кривой «располагаемой мощности» вы увидите, что вы не можете из­влечь из своего мотора большую мощность, чем та, которая показана кри­вой между точками А ж В.

Чтобы определить максимальную вертикальную скорость данного са­молета, надо построить кривые потребной и располагаемой мощностей’ для этого самолета при разных воздушных скоростях. Наибольшая верти­кальная скорость будет в точке, где расстояние между этими кривыми наи­большее. На рис. 205 это расстояние указано линией со стрелками С.

Рис. 212. Для пребывания в воздухе в течение максимального вре­мени вы можете и должны уменьшить скорость,’ чтобы сберечь горючее, как показано на рисунке. Если во время полета окажется, что вы должны пробыть в воздухе как можно дольше, непрерывно уменьшайте скорость самолета по мере того, как общий вес его уменьшается благодаря потреб­лению горючего. Это —общее правило. Для получения наилучших ре­зультатов надо проанализировать летные характеристики данного самолета, чтобы определить его экономические скорости при различных нагрузках.