РАДИОКОМПАС

Рис. 235. Величайшим изобретением, которое радиотехники сделали в интересах аэронавигации, является радиокомпас Со стрелкой, устано­вившейся в центре указателя, радиокомпас показывает правильный путь в облаках, сокращает до минимума время полета между станциями и повы­шает безопасность полета. Этот прибор может действовать одновременно как визуальный указатель курса и как обыкновенный слуховой приемник или как слуховой приемник сигналов радиомаяков на экранированную ра­мочную антенну или на обыкновенную антенну. Так как радиокомпас является одним из важнейших навигационных приборов, которыми вы мо­жете пользоваться в полете, рассмотрим его по частям.

1) Главная ручка и регулятор громкости. Они объединены, как и в радио­приемнике, и действуют точно так же.

2) Устанавливая селектор (ручку настройки) в положения: на обыкновен­ную антенну, на рамочную антенну или на радиокомпас, вы можете поль­зоваться прибором: а) как слуховым приемником, работающим только на антенне для приема сигналов радиомаяков, б) как слуховым приемником, работающим только на рамочной антенне для ослабления или устранения атмосферных помех от дождя и снега, в) как визуальным радиокомпасом.

3) Перемена диапазона, циферблат указателя частот и ограничитель помех (конденсатор).

Они схожи с соответствующими частями слухового приемника и дей­ствуют подобным же образом. Чтобы использовать радиокомпас в каче­стве слухового приемника, просто включите главную ручку, установите руч­ку селектора на обыкновенную антенну и поступайте, как указано выше для радиоприемника.

4) Регулятор чувствительности указателя курса. Этот регулятор при­меняется для установки стрелки на циферблате указателя на желатель­ную чувствительность. Используя прибор в качестве радиокомпаса, вклю­чите главную ручку, пока прогреваются моторы самолета, установите се­лектор в положение приема на радиокомпас, тщательно настройтесь на при — [26]

image225

нимаемую вами станцию и установите стрелку регулятора чувствительности указателя примерно на половину ее размаха по часовой стрелке. Затем по­верните рамочную антенну так, чтобы визуальный указатель установился

в среднем положении, и заметьте пеленг на приборе управления рамочной антенной. Затем поверните рамочную антенну на 30° вправо или влево от этого пеленга, установите регулятор чувствительности указателя так, что­бы стрелка отклонилась ровно на всю шкалу (не больше и не меньше), и поставьте указатель положения рамочной антенны на 0°. Теперь вы можете лететь на принимаемую вами станцию.

5) Указатель курса. Бестолковый Джо думает, что отлично знает эту часть радиокомпаса, помещающуюся на приборной доске самолета. Он счи­тает совершенно очевидным, что, когда стрелка стоит на середине, его само­лет направлен на принимаемую станцию, а когда стрелка смещена в сто­рону, самолет уклоняется от курса. Но бестолковый Джо не знает, что если курс самолета отклонится вправо или влево от станции, находящейся впереди вас, стрелка отклонится соответственно вправо или влево, а если са­молет уклонится траво или влево от станции, расположенной позади вас, стрелка отклонится соответственно влево или вправо.

Бестолковый Джо не знает также, что, устанавливая курс на станцию, вы должны сперва привести стрелку приблизительно на середину, повернув самолет на надлежащий курс, замеченный по магнитному компасу или гиро — полукомпасу, а затем свернуть с курса на 30° вправо или влево (или повер­нуть рамочную антенну, если она поворотного типа). Летите измененным курсом, пока вы не установите регулятор чувствительности указателя так, чтобы стрелка чуть вышла за пределы шкалы. Теперь, но не раньше, вы можете повернуть на правильный курс, следя за стрелкой. Урегули­ровав чувствительность стрелки, больше не трогайте ручек радиокомпаса, пока вам не надо будет менять курена какую-либо другую станцию. Стрел — ка после этой регулировки будет двигаться плавно, и следовать за ней будет легко.

6) Проволочная антенна для приема сигналов радиомаяков. Радио­компас, как и всякий приемник сигналов радиомаяков, должен иметь неподвижную проволочную антенну ненаправленного действия, кото­рая может быть либо вертикальной стержневой либо горизонтальной Т-образной. Заметьте, что радиокомпас, изображенный на нашем рисунке, снабжен горизонтальной Т-образной антенной и что снижение, поднимаю­щееся отвесно от приемника, делит горизонтальный провод антенны в точ­ке А на две равные части L и Lx.

7) Пеленгаторная (рамочная) антенна. Радиокомпас снабжен также пеленгаторной рамочной антенной, которая может быть неподвижной или (как показано на рисунке) поворотной. Эта рамка помещается в обтекае­мом капоте. Так как рамочная антенна не может принимать сигналов, идущих под прямым углом к плоскости рамки, все неподвижные рамки должны устанавливаться на самолете так, чтобы плоскость рамки была под прямым углом к линии полета.

Хотя неподвижная рамочная антенна применяется чаще, чем поворот­ная, вы поймете, что последняя представляет определенные преимущества. Ее можно поворачивать на 360э, не меняя курса самолета. Имея неподвиж­ную рамочную антенну, вы можете взять пеленг на станцию, расположенную не на линии полета, только развернув самолет так, чтобы рамка поверну­лась в надлежащем направлении. Имея же поворотную рамку, вам придется только поворачивать рамку, держась в то же время любого желательного вам курса.

Неподвижная рамочная антенна представляет также неудобства при атмо. сферных помехах от дождя и снега. Чтобы ослабить влияние помех этого вида при неподвижной антенне, вы должны переключить се­лектор на рамочную антенну и затем лететь зигзагами, уклоняясь на 20° и больше вправо и влево от курса на радиостанцию, чтобы быть в состоянии ловить обычные акустические сигналы.

Когда селектор установлен на радиокомпас, прибор использует и ра­мочную и проволочную антенны. При такой установке включается высо­кочастотный контур с большой амплитудой, автоматически регулирующий громкость и не позволяющий лететь по акустическим сигналам радиомаяка. Пользуясь указателем курса, вы можете также принимать и сигналы радио­маяка на слух, но руководствоваться этими сигналами не следует. Однако, пользуясь визуальным указателем, вы можете наряду с этим принимать в наушники телефонную передачу, например сведения о погоде и передачу широковещательных станций.

Когда селектор установлен на вертикальную или горизонтальную антенну, автоматически выключаются и рамочная антенна и визуальный индикатор, так что ваш радиокомпас превращается в приемник, работающий на проволочной антенне ненаправленного действия без автоматической регу­лировки громкости. Если вы пользуетесь симметричной Т-образной антен­ной или вертикальной стержневой антенной, ваш радиокомпас будет работать как идеальный приемник сигналов радиомаяков. Когда селектор установлен на рамочную антенну, автоматически выключается и заземляет­ся проволочная антенна, и отключается визуальный указатель с его цепью, и приемная часть вашего агрегата начинает работать только на рамочной антенне.

Если рамка направлена должным образом на станцию, которую вы при­нимаете, ваш радиокомпас будет работать как слуховой приемник сигналов
радиомаяков и будет способствовать ослаблению атмосферных помех от дождя и снега.

8) Поворотный механизм рамочной антенны. Этот прибор, как и визуаль­ный указатель, находится на приборной доске самолета. Он’состоит из ази­мутальной шкалы, указательной стрелки и передаточных шестерен; он сое­динен с рамкой гибким валом.

image227Рис. 236. Показанная на этом рисунке антенна—Т-образная, нена­правленного действия. Как правило, наиболее практичной для самолетов яв­ляется горизонтальная антенна. Пом­ните, что «Т» должно быть абсолютно симметричным, снижение должно де­лить горизонтальный провод пополам и подниматься от приемника отвесно.

При установке радиооборудования следует помнить мудрое правило: приемник не лучше тех ушей, которые его слушают. Бестолковый Джо уве­ряет, что лучшим монтером антенн яв­ляется его брат, у которого имеется большой запас проволоки и который берет самую дешевую цену. Однако бес­толковый Джо не может понять, почему он получает такие жалкие результаты от хорошего радиооборудования. Мне нечего говорить вам, что установку даже простейшей неподвижной антенны ненаправленного действия надо поручать специалисту по установке и содержанию самолетного радиообору­дования. Еще одно замечание: прежде чем пытаться летать по приборам, обязательно тщательно проверяйте во время полетов со зрительной ориен­тировкой установку антенны и приемника, обнаруживая амплитуду укло­нений от курса, сбивчивые указания курса, конусы молчания и т. д.

Р и с. 237. Как вы уже знаете, одно из свойств рамочной антенны зак­лючается в том, что она не может принимать сигналов, идущих под прямым углом к плоскости рамки.. Показанная здесь рамочная антенна не может в данном положении принимать сигналов радиостанций, работающих на волнах 333 и 273 м, хотя бы приемник и был настроен на эти станции. Чтобы услышать эти станции, рамку надо установить в плоскости, проходящей че­рез них, либо повернув рамку, если она поворотного типа, либо изменив курс самолета, если рамка неподвижная. Сила сигналов передаточной радио­станции начнет уменьшаться, как только плоскость рамки антенны сместит­ся так, что станция окажется вне этой плоскости; слышимость сигналов будет наибольшей, когда плоскость рамки проходит через станцию. На этом

image228

Рис. 237.

рисунке сигналы станций, работающих на волнах 375 и 250 м, будут слыш­ны с максимальной громкостью, если соединить рамочную антенну с при­емником, настроенным на эти волны.

Рис. 238. Как я упомянул выше, если стрелка указателя курса нахо­дится в среднем положении, то самолет летит на радиостанцию, на которую настроен ваш радиокомпас. Но надо еще установить, находится ли эта станция впереди или позади вас. Если в то время, когда вы настраиваете радиокомпас на радиостанцию, которая должна служить вам ориентиром, стрелка придет в среднее положение, дайте правую ногу. Если стрелка от­клонится вправо, значит станция находится впереди, если влево, то позади. Когда вы дадите левую ногу, стрелка отклонится влево, если станция впереди, и вправо, если станция позади.

Когда стрелка уже отклонена влево, то, давая правую ногу, вы вернете ее в среднее положение, если станция впереди, или еще больше отклоните влево, если станция позади.

Когда стрелка уже отклонена вправо, то, давая левую ногу, вы вернете ее в среднее положение, если станция впереди, или еще больше отклоните вправо, если станция позади.

Самолетные радиоприемники и радиокомпасы — чувствительные при­боры, и вы не можете ожидать, чтобы они оставались отрегулированными бесконечно долгое время. Периодически проверяйте и осматривайте их, лучше всего в то время, когда производится проверка или переборка вашего

мотора. Эта работа должна произво­диться хорошим специалистом по само­летной радиотехнике, в частности спе­циалистом по радиоаппаратуре того типа, который установлен на вашем са­молете. Пункты радиообслуживания самолетов имеются во многих местах в США, и вы наверняка можете найти такой пункт во всяком крупном аэро­порте. Основательная проверка вашей радиоаппаратуры специалистом обой­дется вам недорого, а эта мера предо­сторожности с лихвой окупается без­опасностью в полете. Чтобы произвести эту работу, не ждите, пока что-ни­будь испортится в вашем радиообору­довании в то время, когда вы летите в облаках.

Оставьте ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>