РАДИОПЕРЕДАТЧИК

Рис. 239. На первый взгляд этот рисунок, вероятно, вызовет у вас представление, что радиопередатчик гораздо сложнее радиоприемника или радиокомпаса. Фактически из этих трех приборов он является наиболее про­стым для работы; здесь он выглядит более сложным потому, что я, так сказать, повел вас за кулисы.

Сперва посмотрите на различные части прибора управления, показан­ного на рисунке справа: *

Главная ручка накала 1. Ставьте ее во включенное положение, когда вы запускаете моторы, и оставляйте ее в этом положении, пока не остано­вите моторы.

Ручка избирателя частоты, 2. Включив передатчик, поставьте ручку избирателя частоты на частоту (длину волны), на которой вы хотите пере­давать, и каждый раз, когда вы хотите говорить,- нажимайте разговорную кнопку микрофона.

Ручка передачи 3. Если ваш передатчик приспособлен и для телег]эаф-

image230,image231,image232,image233,image234

Рис. 23 9.

ной передачи, то, прежде чем пользоваться телеграфным ключом, перекинь­те ручку в положение «незатухающие волны» (CW).

Сигнальная лампочка 4. Все передатчики снабжены сигнальными лам­почками, которые зажигаются при включении главной ручки для того,

чтобы бестолковый Джо не забывал выключать передатчик, прежде чем выключить моторы, или не пытался разговаривать или телеграфировать по радио при выключенном передатчике.

Указатель тока антенны. При последней настройке передатчика во вре­мя полета проверяйте по этому указателю, какой ток передатчик дает на каж­дой частоте, и записывайте это показание. Если во время последующих полетов вы заметите, что передатчик дает на любой из своих частот ток ниже нормального, поручите опытному специалисту осмотреть ваше радио­оборудование.

Генератор тока, показанный в нижней части рисунка, снабжает электро­энергией ламповый генератор, модуляторное устройство и усилитель. Когда вы говорите в микрофон, порожденные вами звуковые волны сперва усиливаются, затем накладываются в контуре генератора на энергию высо­кой частоты. Эта энергия еще усиливается и передается на антенну.

Антенны самолетных передатчиков. Весь вопрос об антеннах самолет­ных передатчиков носит такой высокотехнический характер, что подробное рассмотрение его привело бы бестолкового Джо в полное недоумение. Но даже он должен иметь некоторые сведения об антеннах. Ниже мы и даем эти сведения.

Самым практичным и выгодным типом самолетной антенны общего наз­начения является выпускная, убирающаяся антенна без грузика, имею­щая собственную длину волны, равную г/4 или 3Д длины волны для исполь­зуемой частоты или частот. Антенна из проволочного канатика длиной около 30 м наматывается на катушку из изолирующего материала, которая поме­щается внутри самолета. Этот канатик, на конце которого имеется по­лотняный или резиновый мешочек, выпускается из самолета через изо­лированную выводную трубку, проходящую через обшивку самолета. При разматывании канатика сопротивление мешочка воздуху оказывается достаточным для того, чтобы вытянуть канатик и держать его вытянутым прямо за хвостом самолета во время полета. Длина выпущенного кана­тика зависит от используемой частоты и от первоначальной настройки передатчика. Антенну выпускают только во время полета.

У некоторых выпускных антенн катушка помещается в самом хвосте самолета и соединена гибким валиком с вращающим ее механизмом в ка­бине. У других антенн катушка установлена в кабине под рукой у радиста. Антенны второго типа значительно дешевле, но установка их сложнее, так как канатик приходится вести сначала вверх, затем через трубку в верх­ней обшивке назад к хвосту и выводить через изолированное кольцо на стой­ке руля поворота наружу. Мешочек-ветроулавливатель прикрепляется к канатику позади хвостового кольца. Независимо от типа антенны вашего передатчика вы должны иметь вертикальную или Т-образную ан­тенну для приема сигналов радиомаяков. Если у вас имеется выпускная антенна, вы можете установить на самолете переключатель (с дистанцион­ным управлением) для того, чтобы, когда ваш самолет находится на земле и выпускная антенна убрана, вы могли переключать передатчик на Т-об­разную приемную антенну. Это позволит вам полностью использовать свой передатчик не только в воздухе, но и на земле.

Установка приемной и передаточной антенн представляет собой на каж­дом самолете самостоятельную задачу. Не пытайтесь разрешать эти задачи сами и не позволяйте брату бестолкового Джо возиться с вашим радио­оборудованием. Прежде всего прочтите наставление завода и выясните, какой тип антенны рекомендован для вашего передатчика. Затем следуйте этому наставлению, но поручите установку оборудования радиоспециали­стам. Кроме того, помните еще одно: дальность действия передатчика за­висит от действующей длины антенны, и небольшая разница в ее длине мо­жет увеличить дальность передачи с 30—50 км до 150—300 км. Обязательно запишите точное число оборотов катушки, необходимое для выпуска ан­тенны на такую длину, которая соответствовала бы каждой из используе­мых вами частот.

Прежде чем дать удовлетворительные результаты, передатчик, впервые установленный на вашем самолете, должен быть тщательно настроен. Наст­ройка может быть частично произведена на земле, но окончательно наст­раивать передатчик надо всегда в воздухе. Как бы Хорош ни был передат­чик, вы никогда не извлечете из него полной мощности и не добьетесь тех высоких качеств передачи, которые по своей конструкции он может дать, если. его окончательная настройка не будет произведена в полете.

Хороший, но плохо установленный передатчик
подобен отличной, но плохо настроенной скрипке.

Самолетный

передатчик

 

AIRCRAFT TRAIISmiTTCR

 

I м %

^ .v"

 

§

і ON.

 

‘ Включено

 

Ручка настройки

 

К соединению с антенной

 

Контент

image238

 

РАДИОПЕРЕДАТЧИК

Заземление

 

Передатний

 

Вибрационный преобразователь тока

 

image235image236image237image239

РАДИОПЕРЕДАТЧИК

Рис. 24 0.

Рис. 240. У изображенного здесь 20-ваттного передатчика ручка регу­лятора накала 1 и ручка избирателя частоты 2 объединены в одну; работает он так же, как 50-ваттный передатчик, с той лишь разницей, что он не снабжен переключателем (3 на рис. 239) для телеграфной передачи. По даль­ности действия 20-ваттный передатчик мало чем отличается от 50-ваттного, если оба работают на хорошей антенне, но большая мощность второго де­лает его более надежным при неблагоприятных атмосферных условиях.

Рис. 241—244. Как только вы отпустите «разговорную» кнопку микрофона, передатчик начинает посылать смодули­рованные волны. Эти волны мо­дулируются, как показано на рис. 242 и 243, когда вы начи­наете говорить. Волны, вызы­ваемые телеграфным ключом, не модулированы, как пока­зано на рис. 244.

Помните, что радиоприем­ник не может быть лучше ушей того, кто им пользуется (ваших ушей). Радиопередатчик не луч­ше голоса, который он пере­дает. Самолетные антишумовые микрофоны модулируют несу­щие волны только в том слу­чае, если микрофонная мем­брана подвергается давлениям, создаваемым голосом. Держите самолетный микрофон на расстоянии не больше 12 мм от своих губ. Говорите обыкновенным голосом (не кри­чите), говорите прямо в микрофон, а не сбоку или вкось. Еще один совет: не наклоняйте микрофон, а держите его отвесно. Бестолковый Джо думает, что чем громче он кричит в микрофон, тем слышнее его голос. Вот почему слушающий его через радиоприемник никогда не может по­нять, о чем говорит бестолковый Джо.

Пользоваться радиоприемником или радиокомпасом вы можете без осо­бого разрешения государственных органов; но как только вы превратите свой самолет в подвижную радиостанцию, вам потребуется государствен­ное свидетельство на право радиопередачи и разрешение («операторская лицензия») на радиостанцию. Получить операторскую лицензию вы можете, только выдержав письменное испытание по законам о радиосвязи и про­стейшим основам теории радио (в США получать разрешения на радиостан­ции и радиооператорские лицензии могут только граждане США). Получив эти документы, не следуйте примеру бестолкового Джо, который повесил их на стену в золоченых рамках. Операторскую лицензию имейте всегда при себе, а разрешение на радиостанцию храните на самолете.

Лицензия радиооператора дает вам право работать на любой самолет, ной радиостанции класса, указанного в лицензии. Для всех практических целей вам достаточно иметь телефонную лицензию 3-го класса. К счастью, получить ее так легко, что даже бестолковый Джо имеет ее.

image242

Летя по радиолучу без счисления, т щожете залететь в тупик.


РАДИОПЕРЕДАТЧИК