Анализ пространственного движения самолета, оснащенного ССУ

Современные самолеты широко оснащаются системами улучше­ния устойчивости и управляемости (СУУ) [8, 13, 26, 24]. Для пространственных маневров самолета характерно существенное изменение параметров движения, что при анализе динамики са­молета с СУУ приводит к необходимости учитывать нелинейные свойства таких систем, в частности, учитывать величину угла отклонения органов управления от СУУ. В этой связи все виды СУУ можно разделить на две большие группы:

— СУУ с исполнительными приводами малого хода;

— СУУ с исполнительными приводами большого хода.

Типичными представителями СУУ малого хода является демп­феры колебаний по тангажу, рысканию и крену. Такие системы при энергичных маневрах самолета по крену практически нахо­дятся на ограничениях по отклонению, если в их структуре не предусмотрены соответствующие меры типа использования высо­кочастотных фильтров. В связи с этим анализ воздействия таких устройств на динамику самолета может производиться изложен­ными ранее методами с учетом постоянного отклонения органов управления от СУУ.

В качестве примеров СУУ с исполнительными приводами боль­шого хода рассмотрим статические системы продольного и путе­вого управления и астатические гироскопический и перегрузоч­ный автоматы продольного управления ИЗ]. Для таких систем характерно, что в зависимости от рассматриваемого маневра, они могут работать как в линейной области отклонений рулевых поверхностей, так и выходить на предельные отклонения, что необходимо учесть в исследованиях динамики самолета.