Способы устранения мелких очагов коррозии
Если на деталях самолета, кроме повреждения защитных покрытий, обнаружена коррозия, они подвер’ 185
гаются специальной обработке, заключающейся в удалении продуктов’ коррозии и защите от ее дальнейшего развития.
С деталей, изготовленных из алюминиевых сплавов или стали, продукты коррозии удаляют при помощи жестких волосяных, травяных или щетинных щеток. Если это не помогает, зачищать места коррозии разрешается мелкой наждачной или стеклянной шкуркой № 220. Зачищенная шкуркой поверхность менее способна сопротивляться коррозии, поскольку она является более развитой, а риски, остающиеся после зачистки, способствуют коррозии. Поэтому рекомендуется применять шкурку более мелкую, но не грубее № 220.
С поверхностей деталей, пораженных глубокой коррозией, не следует стремиться удалять язвины, достаточно удалить лишь продукты коррозии.
На мелкие повреждения защитных покрытий деталей из различных сплавов наносится грунт АГ-10С с последующим покрытием его эмалью ХВЭ-19 алюминиевого цвета или эмалью ХВЭ требуемого цвета. Поврежденная обшивка, изготовленная из алюминиевого сплава, покрывается эмалью 9-32Ал.
Указанные материалы применяют при температурах не ниже +5°С. На поверхность детали их наносят пульверизатором или кистью. Первый способ лучше и окрашенная поверхность получается более гладкой и равномерной.
Технология устранения мелких очагов коррозии для каждого сплава имеет свои особенности.
В условиях эксплуатации при устранении коррозии с элементов конструкции, изготовленных из различных сплавов, следует руководствоваться изложенной ниже технологией.
Алюминиевые детали. Если на деталях из алюминиевого сплава на внутреннем наборе каркаса и листах обшивки самолета обнаружены участки с поврежденным лакокрасочным покрытием или с коррозионными поражениями, необходимо эти участки (и обшивки и детали) протереть ветошью или салфеткой, смоченной в чистом бензине, а затем зачистить волосяной, травяной или щетинной щеткой. Если после этого останутся следы продуктов коррозии (порошок белого цвета), поверхность нужно протереть наждачной пылью № 220, нанесенной
на смоченную в бензине ветошь. Далее очищенное место протирают ветошью или салфеткой, смоченной в чистом бензине, а затем чистой сухой салфеткой. После очистки наносят пульверизатором или кистью слой грунта АГ-10С с добавлением 2%-ной алюминиевой пудры марки ПАК-4 или ПАК-3. Грунт сушат при температуре 12—17° С 3—4 час.
На загрунтованную поверхность деталей, находящихся внутри герметических кабин и в других частях фюзеляжа, наносится перхлорвинилов&я эмаль ХВЭ под цвет окрашиваемой детали. Слой эмали сушат в течение 3 час.
Покрытия на обшивке, окрашенной лаком 135Т, восстанавливают следующим образом. Поверхность обшивки тщательно протирают щетинными щетками, обильно смоченными в растворителе РДВ, с последующей протиркой насухо чистыми салфетками. Затем наносят пульверизатором два слоя лака АС-82 или четыре слоя лака 9-32Ф. Мелкие повреждения пленки лака 135Т устраняют нанесением лаца 170А (один слой). Время сушки лака 36 час. Последующие слои лака сушатся 1,5—2 час при 18—23° С. При этом все применяемые материалы должны соответствовать ОСТ, ГОСТ или ТУ МХП.
При удалении следов продуктов коррозии не разрешается применять бензин с антидетонатором.
Для временного предохранения поверхности от коррозии применяют технический вазелин или смазку ЦИАТИМ-201.
Магниевые детали. При обнаружении коррозионных повреждений или механических повреждений защитных покрытий на деталях из магниевых сплавов необходимо зачистить пораженное место до металлического блеска шабером или стеклянной шкуркой № 220 или 200. При этом не следует стремиться к удалению коррозионных язв, достаточно удалить лишь продукты коррозии. Поверхность нужно сначала протереть салфеткой, смоченной в бензине, а затем чистой сухой салфеткой. На зачищенное место нанести 10%-ный раствор сернистой кислоты, восстанавливающий оксидную пленку, или раствор следующего состава:
Окись магния……………………………….. 9—10 Г.
Хромовый ангидрид. . . . 45 Г
Серная кислота (уд. в. 1,84) . .0,6—1,0 мл
Вода. *………………………………….. 1000 мл
Раствор наносят, натирая зачищенное место ватным тампоном, укрепленным на стеклянной или деревянной палочке, в течение 30—45 сек, после чего оксидирующий раствор удаляют двух — трехкратной осторожной протиркой поверхности мокрой ватой. Далее протирают поверхность чистыми сухими салфетками и сушат в течение 30 мин.
Следует иметь в виду, что пары серной кислоты вредны для организма человека, поэтому при пользовании раствором нельзя допускать попадания раствора на руки или одежду.
После сушки на обработанный участок наносят последовательно два слоя грунта АГ-10С, второй слой с добавкой в грунт 2%-ной алюминиевой пудры.
Каждый слой грунта сушат 2 час при температуре 12—17° С. Затем наносят на внешнюю обшивку эмаль ХВЭ-16 и эмаль ХВЭ-19, а на внутреннюю сторону обшивки и на поверхность других деталей эмаль ХВЭ требуемого цвета. Каждый слой эмали сушат в течение 3 час.
Для обработки деталей из магниевых сплавов применять бензин с антидетонатором запрещается.
Для временного предохранения поверхности от коррозии наносится тонкий слой технического вазелина или смазки ЦИАТИМ-201.
Детали из магниевых сплавов от поражения коррозией можно защитить также оксидированием, для чего изготовляют специальный раствор. В стеклянном стакане размешивают окись магния с небольшим количеством воды до полужидкой консистенции, затем туда добавляют 400—500 мл воды и на холоде при постоянном перемешивании вводят небольшими порциями хромовый ан — — гидрид. Перемешивают до полного растворения окиси магния (до исчезновения мути), затем добавляют остальное количество воды, кислоту и тщательно перемешивают, после чего раствор готов к употреблению.
Раствор для оксидирования хранят в закрытой стеклянной посуде. 1000 мл раствора расходуется на оксидирование поверхности, равной 0,2—0,25 м2.
Детали, сильно пораженные коррозией, со значительным количеством глубоких очагов по всей поверхности, а также детали с одиночными глубокими очагами коррозии подлежат замене. Детали, имеющие глубокие пора-
жения в местах запрессовки подшипников, также подлежат замене.
Чтобы определить, из какого материала сделана та или иная деталь, все детали из электрона окрашиваются в синий цвет, электронные (магниевые) детали колес шасси — в зеленый, электронные подножки, педали и узлы управления — в черный, а электронные приборы — в серый цвет.
При монтаже запрещается соединять электронные детали с хромированными, посеребренными или омедненными деталями.
Детали из стали, бронзы и латуни (болты, втулки и др.), сопрягаемые с электронными, оцинковываются или кадмируются, а детали из алюминиевых сплавов — анодируются.
Шарикоподшипники монтируют без оцинковки обойм, но ставят их на смазке ЦИАТИМ-201.
Зачищенные и не закрытые контактные места перемычек металлизации — электронных деталей грунтуют грунтом АЛГ-1,
Применять серебряные или латунные клеммы в металлизации с электронными деталями не разрешается.
Перед установкой заклепок в электронную деталь ее предварительно окунают в грунт АЛ Г-1 и клепку производят с сырым грунтом. Заклепки применяют оцинкованные или анодированные. Заклепочные швы по головкам заклепок затем покрывают грунтом АЛГ-1 с обеих сторон.
Поврежденные места электронных деталей шарикоподшипников и втулок покрываются грунтом АЛГ-1.
Стальные детали. При обнаружении коррозии (ржавчины) или повреждении покрытия поверхности деталей из стали необходимо при температуре воздуха не ниже — f 12° С удалить ржавчину, зачистив поврежденное место наждачной бумагой. Далее протереть поверхность чистой салфеткой, смоченной в чистом бензине, а затем чистой сухой салфеткой или ветошью. На подготовленную поверхность нанести кистью или пульверизатором слой грунта АГ-10С или 138А и сушить при температуре 18— 23° С в течение 3—4 час. После этого кистью или пульверизатором нанести слой цветной перхлорвиниловой эмали марки ХВЭ (под цвет окраски детали) и сушить в течение 3 час. При температуре окружающего воздуха ниже +12° С грунт и эмаль не наносить, а вместо них покрыть детали толстым слоем пушечной смазки. Периодически, но не реже одного раза в месяц, смазку возобновлять. С наступлением теплой погоды удалить смазку промывкой чистым бензином, а затем нанести грунт и эмаль.
При обнаружении коррозии на деталях из стали, имеющих хромовое покрытие, необходимо зачистить пораженный участок наждачным порошком № 180 или № 220, нанесенным на салфетку, смоченную в бензине. Далее протереть участок салфеткой, смоченной в бензине, затем сухой салфеткой.
После сушки протереть поверхность салфеткой, смоченной в разогретой до 50—60° С натуральной олифе. Сушить при температуре не ниже +12° С в течение 2 час. После сушки протереть поверхность салфеткой, смоченной в бензине, до полного удаления с рабочей поверхности пленки олифы.
Для устранения коррозии на монорельсах запрещается пользоваться смывкой РДВ или применять бензин с антидетонатором.
При обнаружении коррозионных поражений на поверхностях амортизационных стоек шасси, цилиндров уборки и управления в виде отдельных точек краснобурого цвета (ржавчины) поверхность протирается салфеткой, смоченной в бензине, до удаления налета, затем наносится слой технического вазелина (или пушечного сала) и за этими участками ведется постоянное наблюдение. При обнаружении глубоких коррозионных поражений в виде язвин глубиной более 0,15 мм детали рекомендуется заменить.
Для нанесения лакокрасочных покрытий после удаления продуктов коррозии можно применять материалы, указанные в табл. 4.1.
Лакокрасочные материалы к применению подготавливают в следующем порядке:
— вскрывают банки, предварительно очистив их от пыли и грязи во избежание попадания их в краску;
— содержимое банки тщательно размешивают деревянной лопаткой, поднимая осевший пигмент со дна до полного его размешивания;
— разжижают грунт и эмали соответствующим раз — жижителем до норм, указанных в табл. 4.2.
Таблица 4.1
|
Разжижение лакокрасочных материалов производят не в общей таре, где они хранятся, а в отдельной чистой посуде в количестве, необходимом для предстоящей работы.
При разжижении лакокрасочных материалов их тщательно перемешивают до получения однородной массы.
Разжиженную и хорошо перемешанную краску профильтровывают через металлическую сетку № 015 ГОСТ 3584—53 (1670 ячеек на 1 см2) или через марлю, сложенную в шесть слоев.
Таблица 4.2
§ 3. УХОД ЗА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРОЗ. ИИ |
Основными мероприятиями, направленными на сохранение агрегатов и деталей самолетов от поражения коррозией, являются:
— содержание металлической поверхности в чистоте, так как грязь и пыль в сочетании с влагой, и особенно нефтепродукты, разрушают защитные покрытия и вызывают коррозию;
— предохранение и сохранение защитных покрытий от нанесения механических повреждений (царапин, вмятин и др.).
Правильный уход за лакокрасочными, анодированными и другими защитными покрытиями обшивки самолета является одним из условий обеспечения длительного срока службы самолета и сохранения его летных качеств.
Особое внимание при эксплуатации самолетов необходимо обращать на сохранность и своевременное возобновление бесцветного лакового покрытия анодированной обшивки самолета. *
После возвращения самолета с высотного полета и в сухую погоду необходимо проветривать внутренние отсеки самолета, для чего открывать все крышки лючков, крышки и створки отсеков и кабины. Поверхность самолета после дождя или в результате загрязнения при посадке следует систематически очищать.
уПри попадании воды (снега) внутрь самолета ее рекомендуется удалить, а места скопления влаги тщатель — • но протереть сухой * ветошью или просушить теплой струей воздуха от подогревателя.
Внутренние поверхности конструкции самолета, подверженные увлажнению, и в особенности работающие в контакте с теплоизоляцией или другими гигроскопичными материалами, должны находиться под тщательным наблюдением.
После дождя чехлы снимают с самолета для просушки поверхностей самолета и самих чехлов. В солнечную погоду и в плохих метеоусловиях самолет рекомендуется хранить зачехленным. Чехлы, надетые на самолет, не должны иметь провисаний и щелей, куда могут попадать и скапливаться вода и снег.
При образовании под чехлом конденсата чехол следует снять с самолета и просушить или приподнять чехол для вентиляции.
Чехлы должны содержаться в постоянной чистоте и не иметь повреждений.
Для сохранения лакокрасочного покрытия самолетов, находящихся в условиях высоких температур окружающего воздуха (свыше +40°С), рекомендуется между чехлами и поверхностью обшивки делать воздушную прослойку в 5—10 см при помощи простых прокладок из дерева или брезента.
Намокшую теплоизоляцию необходимо вскрыть, осмотреть, найти причину намокания и устранить ее. В случае появления коррозии или повреждений защитных покрытий необходимо удалить коррозию и восстановить лакокрасочное покрытие. Если дефектов нет, поставить сухую теплоизоляцию, облицованную непростроченной водонепроницаемой материей. Стыковой шов заклеить лентой из этой материи. Ленту приклеивают клеем № 88.
При эксплуатации авиационной техники нельзя допускать попадания ГСМ на обшивку, и особенно на резино-технические изделия. В случае попадания топлива или масла на обшивку необходимо эту поверхность протереть мягкой ветошью, смоченной в чистом неэтилированном бензине. Резиновые изделия под действием бензина и керосина разрушаются, поэтому их нельзя приме-. пять как моющее средство.
13 Зак. 264 « 193
Особо следует оберегать детали самолета от попадания на них кислот и щелочей. Все работы по уходу за аккумуляторами (зарядка, ремонт) производятся вне самолета. Если кислота или щелочь все же попали на детали, необходимо немедленно удалить пролитый электролит и тщательно несколько раз промыть детали теплой водой, а затем протереть чистой ветошью. Особенно тщательно следует промыть облитые щелочью или кислотой стыки обтекателей (зализов) и просушить последние сжатым воздухом. О проливании кислоты или щелочи производится запись в формуляре самолета и в течение месяца ведется усиленное наблюдение за облитыми местами.
Не допускается скопление пыли и грязи на самолете, для чего ее периодически удаляют с внешних поверхностей пылесосом или мягкими щетками, а с внутренних — пылесосом, продувкой сжатым воздухом из баллона или увлажненными тряпками. Для удаления различного рода загрязнений с обшивк-и и каркаса не следует пользоваться скребками, металлическими щетками, метлами и т. п.
На пыльных аэродромах для защиты наиболее ответственных узлов от проникновения в них пыли применяют специальные чехлы, а самолеты по возможности разворачивают против ветра.
Промывка шарнирно-болтовых соединений, и особенно фильтров всех систем, самолета на пыльных аэродромах производится значительно чаще.
С открытых штоков пневмогидравлических цилиндров перед выпуском самолета в полет на пыльном аэродроме смазку обязательно снимают.
Опробование двигателей на пыльном аэродроме производится на специально отведенных площадках, политых водой перед воздухозаборниками двигателей.
В теплое время года рекомендуется раз в месяц мягкими щетками или ветошью мыть обшивку самолета следующим составом: если поверхность защищена
оксидной пленкой и лакокрасочными покрытиями — 3%-ным водным — раствором жидкого мыла (ГОСТ 1830—49; 350—400 Г мыла на 10 л теплой воды), а затем чистой водой; если поверхность защищена только оксидной пленкой — чистой водой.
Разрешается мыть обшивку из брандспойта под дав-
• I
’*• • ‘ ^ . I
лением не более 0,5 кГ/см2, при этом не следует допускать попадания воды внутрь самолета.
В холодное время года внешние поверхности обшивки протирают чистой ветошью, слегка смоченной в керосине или бензине Б-70, затем насухо протирают чистой ветошью без нажима.
Для сохранения защитных покрытий от повреждений рекомендуется:
— ходить по обшивке только в мягкой, нецарапающей обуви;
— применять при работе на самолете текстильные или резиновые коврики;
— перед применением коврики и обувь очищать от песка, пыли, грязи и снега;
— пользоваться стремянками и лестницами с концами, обшитыми резиной или мягкой тканью;
— при снятии чехлов или ковриков свертывать их
на самолете; *
— не удалять лед и снег с обшивки механическими
способами. .
Запрещается класть на обшивку самолета инструмент, детали, тряпки, пропитанные маслом или керосином, и другие предметы, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие или обшивку планера.
При обнаружении "повреждений лакокрасочных покрытий эти места тщательно протирают волосяной щеткой, удаляют продукты коррозии, промывают чистым бензином и загрунтовывают грунтом АЛГ-1 с добавлением 5%-ной алюминиевой пудры. После сушки эти места покрывают лаком 170А и тщательно просушивают.
Подкраску рекомендуется приурочивать к выполнению регламентных работ и проводить в теплую и сухую погоду.
После каждого летного дня проводят следующие работы:
— удаляют пыль и грязь с элементов конструкции самолета;
— удаляют масляные брызги и пятна ветошью, смо
ченной в чистом керосине, после чего поверхность протирают насухо; • * •
— поверхности штоков цилиндров и другие стальные детали, не имеющие лакокрасочного покрытия, после удаления пыли и грязи тщательно протирают чистой
ветошью, слегка смоченной в смазке ЦИАТИМ-201 или масле МК.
Периодически осматривают через лючки все магниевые и стальные детали, а также узлы, расположенные в труднодоступных местах (внутри крыла, оперения и других закрытых конструкциях). Самолеты, эксплуатирующиеся на приморских аэродромах и в районах с влажным климатом, осматривают тщательнее и чаще.
Если самолеты отстранены от полетов на длительный срок, проводят следующие профилактические мероприятия:
— самолеты очищают от пыли и грязи;
— все стальные детали, не имеющие лакокрасочного покрытия, защищают сплошным слоем смазки ЦИАТИМ-201 или технического вазелина, предварительно удалив старую смазку;
— внешнюю поверхность обшивок, защищенных анодной пленкой и лаком 170А или 135Т, сначала протирают чистой ветошью, слегка смоченной в смазке ЦИАТИМ-201 или масле МК-8 или в растворе трансформаторного масла и бензина Б-70, а затем сухой ветошью до полного удаления масла с поверхности обшивки. Раствор масла в бензине нужно готовить из расчета на 1 часть масла 10—20 частей бензина.
При длительной стоянке самолетов за ними устанавливается систематический уход согласно инструкции по