ПРОИЗВОДСТВО ДИСКОВ

Диск вентилятора двигателя RB-211 изготавливают из титано­вого сплава IMI658 следующего состава (в %): Ті —основа, 6 — А1, 5 — Zr, 0,5 — Мо, 0,5 — Si. Диски поставляет фирма «Импери — эл метал индастриз» механически обработанными. Предваритель­ную обработку пазов елочного профиля проводят на заводе фирмы «Роллс-Ройс» фрезерованием, окончательную — протягиванием.

Диски компрессора среднего и высокого давления двигателя RB-211 выполнены из титанового сплава. Диск последней ступени выполнен из жаропрочного никелевого сплава. Такие же или ана­логичные материалы использованы для дисков двигателей CF-6 и JT9-D. Так, последние ступени двигателя JT9-D делают из аусте­нитных сплавов «Инколой-901» и «Васполой».

Штампованные заготовки дисков на заводы фирмы «Роллс — Ройс» поставляет фирма «Смит Клайтон Фордж» в обточенном и термообработанном виде. Токарная черновая и получистовая об­работка дисков проводится на карусельных станках с программ­ным управлением.

Окончательную обработку дисков ведут на двусторонних гид­рокопировальных станках фирмы «Хейлигенштадт» (ФРГ), при­чем копиры изготавливала сама фирма «Роллс-Ройс» на высоко­точных станках с ЧПУ фирмы «Контимэтик».

Фирма «Роллс-Ройс» для производства двигателя RB-211 за­казала станкостроительной фирме «Тьюб инвестмент мэшин тул дивижн» (Англия) новый высокопроизводительный токарный ста­нок с ЧПУ. За 18 месяцев фирма спроектировала и изготовила двусторонний станок імодели «Рэд Сенчюри 1250 NO для обра­ботки деталей типа дисков и колец из титановых и никелевых сплавов. Станок имеет магазин на 20 резцов, налаживаемых на размер вне станка. Продолжительность обработки по сравнению с однорезцовой сократилась примерно на 40%.

Обработку пазов ведут методом протягивания на высокоскоро­стных горизонтальных станках фирмы «Ставели Лашойнт», обеспе­чивающих скорость резания до 30 м/мин. Ход станка — в зависимо­сти от модели 6—10 м (рис. 9.9). Делительный поворот диска для обработки следующего паза — автоматический. Стойкость протя­жек (весьма высокая) — до 50 дисков. Объясняется это, помимо оптимальных режимов резания, высоким качеством изготовления и заточки протяжек. Так, имеются специальные станки для за­правки радиусов по профилю режущей кромки с заданным задним ‘ углом и подъемом на зуб. Фирма «Роллс-Ройс» сама делает про­тяжки и покупает их у фирмы «Лапойнт».

Штампованные диски турбины из никелевого сплава «Нимоник» поставляет фирма «Хэнри Вигиненд корпорейшн». Исходные заго­товки эта фирма получает в электрофлюсовой печи. Заготовку в ви-

де плоского диска штампуют, а затем обтачивают с припуском на токарно-карусельных станках модели 16ДКЕ с программным уп­равлением фирмы «Шесс». На фирме «Роллс-Ройс» турбинные диски проходят окончательную обработку.

Для профилирования дисков турбины из труднообрабатывае­мых материалов создаются установки для электрохимической об­работки. Две большие установки для этой цели были заказаны фирме «Ставели групп».

Чертежами предусмотрено притупление острых кромок по кон­туру паза елочного профиля на торце диска до радиуса 0,2—0,4 мм.

Специалисты фирмы «Дженерал электрик» считают, что при обработке дисков компрессора I ступени из сплава Ті—6А1—2Sn— Zr—2Мо целесообразно применять электрохимическое шлифование с последующей дробеструйной обработкой. Эта же фирма разра­ботала процесс прокатки, позволяющий получать заготовки боль­ших дисков из высокопрочных сплавов с равномерными свойства­ми. Фирма провела исследования допустимой шероховатости по­верхности дисков с учетом надежности детали и стоимости обработки. Было установлено, что сплав «Инконель-718», из кото­рого изготавливают диск турбины низкого давления, мало чувстви­телен к величине микронеровностей от 0,35 до 5 мкм. В результате требования к шероховатости поверхности диска были изменены (вместо 1,6 допускаются до 3,2 мкм). В то же время в двух местах концентрации напряжений на радиусных сопряжениях чистота по­верхности была улучшена с 1,6 до 0,8 мкм. Эти изменения в конеч­ном счете снизили трудоемкость изготовления дисков на 7—12%. Одновременно было установлено, что сплав «Инконель-718» чувст­вителен к остаточным напряжениям, поэтому необходимо особенно следить за состоянием инструмента.

Заготовки для двух валов двигателя RB-211 (из трех) делает фирма «Фирш Броун». Предусмотрено производство специальных сталей для всех трех валов на этой же фирме во вновь построен­ной печи для электрошлакового переплава.

Для профильной обработки валов применяют копировально-то­карные станки фирмы «Фишер». Копиры для них изготавливают. на точных фрезерных станках с ЧПУ фирмы «Невелл Контиме- тик». Планируется перевод обработки валов на станки с ЧПУ.

Операции шлифования валов выполняют на станках фирмы «Цинцинати», «Хелд» и «Лендис». Некоторые станки оборудованы устройствами для активного контроля. На станках с ЧПУ возмож­на обработка поверхностей по первому классу точности.

Фирма «Пратт-Уитни» выполняет расточку осевых отверстий в валах длиной до 3,0 м на 10 станках фирмы «Эффинг Борверкс» по новой схеме. Резцы из борштанги, полностью опирающейся ца стенки канала, выдвигаются с помощью специальной штанги с гидроприводом.