ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТА

в высокогорной~Местности

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Эксплуатация вертолетов в высокогорной местности имеет свои особенности, которые обусловливаются разли­чиями в атмосферных условиях, наличием для посадки и взлета площадок ограниченных размеров и с плохими подходами.

Как известно, с увеличением высоты изменяются давле­ние и температура наружного воздуха. Эти изменения ока­зывают влияние па мощность двигателя и на тягу несу­щего винта, которые играют решающую роль при эксплуа­тации вертолетов. Атмосферные условия влияют также на запуск двигателя, который с увеличением высоты над уровнем моря во многом зависит от правильной заливки его бензином. С увеличением высоты заливка бензином двигателя при запуске должна быть меньше, чем при за­пуске на меньших высотах. Так, для двигателей АПІ-82В, устанавливаемых на вертолетах Ми-4, заливка на высотах более 1800 м должна быть на 25—30% меньше, чем на вы­сотах, близких к уровню моря.

Большое влияние на эксплуатацию вертолетов в высо­когорной местности оказывает ветер, который в зависимо­сти от рельефа местности меняет свое направление, а так­же восходящие и нисходящие потоки воздуха. Попадая в них, вертолет «бросает», в элементах его конструкции возникают повышенные напряжения, а кроме того, затруд­няется пилотирование вертолетом.

Интенсивность воздушных потоков зависит от времени года и суток. Наибольшей интенсивности эти потоки дости-

229

гают в летнее время днем у склонов гор, когда склоны гор сильно прогреваются солнцем. При этом движение воз­душных потоков вполне закономерно: по стороне, прогре­ваемой солнцем, — вверх, а по теневой — вниз. Пересекая горные хребты в направлении с солнечной стороны на те­невую, вертолет может попасть в нисходящий поток, если высота полета над хребтом мала. Для избежания этого высота превышения полета над хребтом должна быть не менее 500—600 м. Если из условия метеообстановки (на­личие над хребтом мощных кучевых облаков) или по тех­ническим возможностям вертолета, или по тактическим со­ображениям невозможно иметь такое превышение’, то гор­ный хребет следует пересекать под острым углом к нему, при этом обеспечивается отворот вертолета в сторону при попадании его в мощный нисходящий поток.

В долинах и ущельях (особенно когда расстояние ме­жду горами небольшое) вертолет встречается с мощными восходящими и нисходящими потоками воздуха, которые в указанных условиях принимают кольцевое движение. Полеты в таких условиях небезопасны. Вертолет может быть вовлечен в нисходящий поток воздуха, и запаса тяги несущего винта не хватит для парирования снижения.

Попадая в мощный нисходящий поток, вертолет имеет возможность наиболее эффективно гасить вертикальную скорость снижения при подходе к земле в зоне влияния «воздушной подушки», что и бывает на практике. Если полеты происходят над сильнопересеченной местностью со сложным профилем рельефа или над лесными массивами, то использовать влияние «воздушной подушки» зачастую не представляется возможным.

Направление движения воздушных масс и их интенсив­ность должны учитываться также при взлете и посадке.