СПОСОБЫ ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА

Как известно, на вертолетах в отличие от самолетов можно взлетать несколькими способами: без разбега вер­толета по земле—взлет по вертикали, с разбегом по земле и с разгоном вертолета в зоне влияния «воздушной подушки». Выбор способа взлета вертолета зависит от располагаемой мощности двигателя, размеров площадки, с которой производится взлет, а также от наличия препят­ствий вокруг нее.

Взлет по вертикали производится с площадки ограни­ченных размеров с препятствиями вокруг нее или при на­личии значительных уклонов. В этом случае мощность двигателя должна быть достаточна для набора по верти­кали высоты около 8—10 м выше препятствий. Необходи­мость набора такой высоты по вертикали, когда вокруг пло­щадки имеются значительные уклоны, вызвана тем, что если не набрать высоту, превышающую зону «воздушной подушки», и перейти в горизонтальный полет, то вертолет «просядет». При этом в случае недостаточного избытка мощности двигателя вертолет может удариться о землю.

Взлет вертолета по второму способу осуществляется то­гда, когда площадка позволяет производить разгон верто­лета в зоне. влияния «воздушной подушки». Для этого мощность двигателя должна быть достаточной для подъ­ема вертолета на высоту не менее 1,5 м.

При взлете вертолета с разбегом по земной поверхно­сти с последующим отрывом и набором высоты по сравне­нию с двумя другими способами взлета требуется наимень­шая мощность двигателя.

При взлете с ограниченных площадок одновинтовых вертолетов действия рычагом «шаг—газ» должны быть плавными, так как в зависимости от изменения положения рычага «шаг—газ» изменяется балансировка вертолета. Чем более резко изменяется положение рычага «шаг—газ», тем интенсивнее изменяется и балансировка вертолета.

Чтобы сохранять необходимое положение вертолета в пространстве, летчик вынужден вмешиваться в управле­ние, и если балансировка вертолета нарушается резко, то летчик может не справиться с управлением, и вертолет ударится *о препятствия. Кроме того, следует учитывать направление ветра над препятствием: нужно, чтобы верто­лет обдувался ветром спереди.

При резком взятии рычага «шаг — газ» на себя, помимо

разбалансировки вертолета, возможно излишнее увеличе­ние общего шага несущего винта, которое в начальный момент вследствие инерции лопастей несущего винта при­ведет к увеличению его тяги и подъему вертолета, а в по­следующем — к уменьшению тяги и снижению вертолета. Снижение вертолета объясняется уменьшением тяги несу­щего винта по причине несоответствия приемистости дви­гателя увеличению шага лопастей. При резком взятии ры­чага «шаг—газ» на себя увеличение шага лопастей про­исходит быстрее увеличения оборотов двигателя, вследст­вие чего несущий винт становится «тяжелым», что приводит к падению тяги. Парирование начавшегося сни­жения вертолета зависит от четких и грамотных действий летчика. Некоторые летчики допускают, если можно так выразиться, инстинктивную ошибку — снижение вертолета пытаются прекратить дальнейшим увеличением общего шага несущего винта, беря рычаг «шаг—газ» на себя. Но это еще более затяжеляет несущий винт. В этом случае летчик должен быстро, но незначительно уменьшить общий шаг несущего винта и, после того как обороты двигателя придут в соответствие с оборотами несущего винта, взять рычаг «шаг—газ» на себя, чтобы увеличить тягу до необ­ходимых величин.

большей скоростью снижается с последующим грубым приземлением.

При посадках вертолета на площадки, имеющие уклон, следует прежде всего оценить величину уклона (допусти­мая величина уклона площадки при посадке вертолета под уклон не более 6°, на уклон — не более 8° и поперек укло­на— не более 3—4°). Произведя посадку, не нужно резко уменьшать шаг несущего винта и газ двигателя, так как может случиться, что из-за большого уклона вертолет будет опрокидываться и для его парирования потребуется допол­нительная тяга несущего винта. При резком уменьшении шага несущего винта и газа двигателя вертолет может опрокинуться, так как в этом случае для его парирования времени может не хватить.