Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.

.

Новый перехватчик потребовался ВМС США в начале 60-х годов, когда на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР появились бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности действия. Американский флот последовательно отверг проекты F-6D — из-за архаичности конструкции и узкой специализации — и F-111 — из-за слишком больших размеров, не позволявших разместить в ангаре достаточное количество самолетов. В 1966 году фирма Grumman, тогда еще не вошедшая в состав корпорации Northrop Grumman, начала проектирование сверхзвукового истребителя, оснащенного дальнобойными ракетами «воздух-воздух».

Новый самолет с крылом изменяемой стреловидности получил имя Tomcat — традиционного для «груммановских» машин «кота» объединили с именем адмирала Тома Конноли, курировавшего проект по линии ВМС и являвшегося большим энтузиастом перспективного истребителя. Первый полет «Кот дяди Тома» совершил 21 декабря 1970 года, а спустя два года — 31 декабря 1972-го — флоту был передан первый серийный истребитель. Серийное производство самолетов F-14 различных модификаций продолжалось до 1989 года, в общей сложности флот получил более 600 машин этого типа.

F-14 не блистал летными характеристиками — установленные на F-14A в качестве «временного варианта» двигатели TF30-P-414A были явно слабыми и недостаточно надежными для тридцатитонной сверхзвуковой машины, что привело к большому количеству катастроф. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное — самолет F-14A (Plus) с новыми двигателями F-110 пошел в серию лишь спустя 17 лет после первого полета «Томкэта», в 1987 году.

Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F-14 на взлете. Фото ВМС США

Самым совершенным «котом» стал F-14D Fleet Defender, появившийся уже под занавес серийного производства. Помимо новых двигателей он имел и модернизированную электронику. Этих машин было произведено немного — 32 новых самолета и 18 перестроенных из F-14A.

Несмотря на все недостатки, летчики любили F-14 за большую дальность полета и мощное вооружение — радар AN/AWG-9 в сочетании с ракетами AIM-54 Phoenix позволял обстреливать одновременно четыре цели (на F-14D — шесть) с дистанции свыше ста километров.

«Томкэты» активно применялись в различных локальных конфликтах, в основном на Средиземном море и Ближнем Востоке. На экспорт они поставлялись только однажды — в конце 70-х годов крупную партию F-14 (79 машин) закупил Иран, тогда — близкий союзник США, нуждавшийся в «длинноруком» перехватчике для борьбы с советскими и иракскими истребителями МиГ-25. В 2005-06 годах F-14 всех модификаций были сняты с вооружения ВМС США. Списанные самолеты за исключением нескольких музейных экспонатов было решено уничтожить, во избежание попадания запчастей в Иран, продолжавший эксплуатировать купленные много лет назад самолеты.

Истребитель F-14A
Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F-14D с ракетами «Феникс». Фото с сайта airwar.ru

  • размах крыла — 19,64/11,65 метра

  • длина — 19,1 метра

  • высота — 4,88 метра

  • площадь крыла — 52,49 м2

  • вес пустого самолета — 18,1 тонны

  • максимальный взлетный вес — 33,72 тонны

  • силовая установка — 2 ТРД Pratt-Whitney TF30-P-414A с тягой номинальной/форсажной 54,96/93,00 КН

  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли — 2100/1470 км/ч

  • крейсерская скорость — 740-1000 км/ч

  • радиус действия от 280 до 1300 километров в зависимости от нагрузки

  • практический потолок — 17.000 метров

  • максимальная эксплуатационная перегрузка — 7g

  • экипаж — 2 человека: летчик и штурман/оператор систем вооружения

  • вооружение — встроенное: 1 20-миллиметровая пушка «Вулкан» с вращающимся блоком стволов. Подвесное: до 6,5 тонны управляемого и неуправляемого вооружения «воздух-воздух» и «воздух-земля» на 8 узлах внешней подвески.

    F-15. Орел-телезвезда

    Исследования облика истребителя четвертого поколения для ВВС США начались в 1962 году, когда только-только пошли в серию F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief. В то время предполагалось, что маневренный воздушный бой — «собачья свалка» — ушел в прошлое, и перспективный самолет «затачивался», прежде всего, под ракетный бой на дальних и средних дистанциях. Ошибочность этой концепции была доказана Вьетнамской войной, где за 50 сбитых в воздушных боях МиГ-21 США пришлось заплатить 103 «Фантомами», и перспективные программы срочно пришлось пересматривать. В 1967 году ВВС США сформулировали требования к истребителю FX — новый самолет должен был превзойти по маневренности МиГ-21 и сохранить возможности ведения всеракурсного воздушного боя на дальних и средних дистанциях.

    На конкурсе проектов победил вариант фирмы McDonnell Douglas, тогда еще не вошедшей в состав Boeing. Первый полет опытного F-15 Eagle («Орел») состоялся 27 июля 1972 года. Первые предсерийные машины F-15A и F-15B (учебно-боевая версия) появились в 1974 году, а крупносерийное производство стартовало еще два года спустя — в 1976-м. В 1979 году в воздух поднялся первый экземпляр F-15C, отличавшийся от базового варианта усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием, усиленной конструкцией воздухозаборников и других элементов планера, увеличенной емкостью внутренних топливных баков и наличием узлов крепления подвесных несбрасываемых конформных баков, значительно повышающих радиус действия машины. Улучшенный «Орел» должен был получить и новые ракеты «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, однако это произошло лишь осенью 1991 года. Параллельно с F-15C производилась и его двухместная модификация — F-15D.

    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.Пара F-15A. Фото c сайта fortunecity.com

    F-15 поставлялся на экспорт более активно, чем палубный F-14. Одним из первых новые машины получил Израиль — в составе ВВС этой страны F-15A появились уже в конце 70-х годов. «Орлы» поставлялись также в Японию, где было налажено их лицензионное производство, Саудовскую Аравию и другие страны. В составе ВВС Израиля и США они принимали активное участие в ближневосточных конфликтах. Кроме того, истребители F-15 обеспечивали ПВО североамериканского континента, будучи включенными в систему NORAD. Производство F-15C и D для ВВС США прекратилось в 1992 году. В настоящее время на вооружении ВВС состоит около 450 истребителей F-15A-D. Предполагалось, что как минимум 180 из них останутся в строю до 2020-х годов, однако от этих планов Пентагону скорее всего придется отказаться в связи с выявленными усталостными разрушениями силовых инструментов конструкции самолета.

    Хорошие летные характеристики и большая нагрузка позволили создать на базе истребителя ударную машину F-15E Strike Eagle — двухместный самолет, оснащенный усовершенствованной аппаратурой, оптимизированной для поиска наземных целей. Самолеты этого типа производились до конца 90-х годов.

    F-15 стал рекордсменом среди американских самолетов 4-го поколения по числу сбитых машин противника — только во время войны в Персидском залив «Иглам» удалось сбить 37 самолетов. «Фотогеничность» F-15 в сочетании с его летными характеристиками сделала этот истребитель символом ВВС США 80-90-х годов.

    Истребитель F-15С
    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F-15C. Фото ВВС США

  • размах крыла — 13,05 метра

  • длина — 19,05 метра

  • высота — 5,63 метра

  • площадь крыла — 56,6 м2

  • вес пустого самолета — 12,8 тонны

  • максимальный взлетный вес — 30,84 тонны

  • силовая установка — 2 ТРД Pratt-Whitney F100-PW-220 с тягой номинальной/форсажной 63,9/104,3 КН

  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли — 2655/1482 км/ч

  • крейсерская скорость — 917 км/ч

  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета — от 500 до 1300 километров

  • практический потолок — 18.300 метров

  • максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g

  • экипаж — 1 человек

  • вооружение — встроенное: 1 20-миллиметровая пушка «Вулкан» с вращающимся блоком стволов. Подвесное: до 10,7 тонны управляемого и неуправляемого вооружения «воздух-воздух» и «воздух-земля» на 9 узлах внешней подвески

    F-16. Боевой сокол Альянса

    Разработка самолета, которому было суждено перехватить у МиГ-21 лавры самого распространенного на земле сверхзвукового истребителя, началась в конце 60-х годов и продолжалась относительно недолго — первый полет опытного YF-16 состоялся в 1973 году. Созданный под впечатлением от воздушных боев над Вьетнамом и Ближним Востоком, где первую скрипку играли легкие и маневренные машины — МиГ-21 и «Мираж-3», новый самолет изначально был оптимизирован под маневренный воздушный бой с применением пушки и ракет с инфракрасными головками самонаведения. Такой бой требует высокой тяговооруженности — ее обеспечили, установив на истребитель один, но очень мощный двигатель F100-PW-200. Впоследствии на F-16 устанавливался двигатель F-100-PW-220 и PW-229, аналогичный тому, что используется в двухдвигательной силовой установке F-15C и E.

    Мощная силовая установка в сочетании с небольшим весом машины обеспечила самолету, разработанному компанией General Dynamics, отличные летные характеристики, привлекшие внимание ВВС многих стран мира. Другим достоинством F-16 ранних серий стала относительно низкая цена — за счет предельно упрощенного радиоэлектронного оборудования (ранние F-16 могли нести только ракеты малой дальности Sidewinder и неуправляемые боеприпасы «воздух-земля»).

    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.Звено F-16 и E-3C. Фото ВВС США

    Усовершенствованные модификации F-16 получили полноценный радар и нормальное управляемое вооружение, включая ракеты AIM-120 AMRAAM и управляемые авиабомбы. Самолеты этого типа поставлялись практически всем союзникам США, от Венесуэлы до Южной Кореи и от Норвегии до Египта.

    В общей сложности F-16 Fighting Falcon был размножен более чем в 4000 экземпляров. По количеству произведенных самолетов он так и не догнал МиГ-21, однако, после того как ранние модификации советского истребителя в 80-90-х годах сошли со сцены, F-16 стал самым распространенным истребителем из числа находящихся в строю. Эту позицию он занимает и сейчас — в мире насчитывается свыше 3500 самолетов этого типа, в том числе почти 2000 — в ВВС США.

    Истребитель F-16С block 50/52
    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F-16C. Фото ВВС США

  • размах крыла — 9,45 метра

  • длина — 15,03 метра

  • высота — 5,09 метра

  • площадь крыла — 27,87 м2

  • вес пустого самолета — 8,273 тонны

  • максимальный взлетный вес — 19,2 тонны

  • силовая установка — 1 ТРД Pratt-Whitney F100-PW-229 с тягой номинальной/форсажной 79,2/129,4 КН

  • максимальная скорость на высоте 11 километров/у земли — 2145/1436 км/ч

  • крейсерская скорость — cвыше 1000 км/ч

  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета — от 300 до 700 километров

  • практический потолок — 17.200 метров

  • максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g

  • экипаж — 1 человек

  • вооружение — встроенное: 1 20-миллиметровая пушка «Вулкан» с вращающимся блоком стволов. Подвесное: до 5,5 тонны управляемого и неуправляемого вооружения «воздух-воздух» и «воздух-земля» на 9 узлах внешней подвески.

    F/A-18. Эволюция шершня

    F/A-18 Hornet («Шершень») был принят на вооружение последним из американских истребителей четвертого поколения — в середине 80-х годов. Он поставил и рекорд по длительности разработки — от начала проектирования компанией Northrop самолета YF-17 до начала серийного производства компанией McDonnel Duglas истребителя F/A-18 прошло почти 17 лет.

    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F/A-18C. Фото c сайта airtoaircombat.com

    Самолет YF-17 Cobra разрабатывался по заказу ВВС как альтернатива F-16. Первый полет нового истребителя состоялся 9 июня 1974 года. После того как ВВС выбрали однодвигательную машину, над проектом нависла угроза закрытия, однако, легкий истребитель потребовался флоту, который к тому времени убедился в необходимости иметь легкую машину в дополнение к тяжелому F-14. По заказу ВМС совместно с компанией McDonnell Douglas был разработан «морской» вариант самолета. Первоначально планировалось создать две модификации — истребитель F-18A и штурмовик A-18A, однако затем было решено создать унифицированный самолет, получивший двойной индекс F/A-18A. Параллельно была создана двухместная учебная модификация F/A-18B.

    В отличие от F-16, Hornet с самого начала имел полноценный радар и мог использовать ракеты «воздух-воздух» средней дальности, а также управляемые боеприпасы «воздух-земля». Новая машина была принята на вооружение в 1983 году и со следующего года начала вытеснять из состава палубных авиакрыльев штурмовики A-7 Corsair II, созданные в 60-х годах, и F-4 Phantom II, первые из которых поступили на вооружение в конце 50-х.

    Новый истребитель, помимо ВВС, поступил также на вооружение Корпуса морской пехоты США. Вскоре в серию пошла усовершенствованная модификация машины — F/A-18С/D, отличавшаяся усовершенствованной электроникой и вооружением. Всего в 1983-2000 годах США приобрели свыше 1000 самолетов F/A-18A-D. Значительное количество этих самолетов было поставлено на экспорт — в Австралию, Канаду, Испанию, Швейцарию, Кувейт, Финляндию и другие страны.

    Еще в 80-х годах ВМС США задумались о необходимости обновления истребительного парка. Последовавшее вскоре закрытие проектов A-12 Avenger II и морского истребителя пятого поколения NATF из-за чрезмерной стоимости новых машин привело к мысли о необходимости глубокой модернизации «Хорнета». Первый F/A-18E поднялся в воздух в ноябре 1995 года, вскоре совершил первый полет и двухместный F/A-18F.

    Модернизированная машина, отличающаяся, помимо электроники, серьезно переработанным планером, начала поступать на вооружение в 2001 году. ВВС США планируют приобрести около 600 таких самолетов, заменив ими «Шершни» ранних серий.

    Истребитель F/A-18C (в скобках отличающиеся данные F/A-18E)
    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F/A-18E. Фото c сайта air-attack.com

  • размах крыла — 11,43 (11,62) метра

  • длина — 17,07 (18,31) метра

  • высота — 4,66 (4,88) метра

  • площадь крыла — 37,16 (46,45) м2

  • вес пустого самолета — 10,810 (13,4) тонны

  • максимальный взлетный вес — 25,4 (30) тонны

  • силовая установка — 2 ТРД General Electric F404-GE-402 EPE с тягой номинальной/форсажной 52,0/78,3 КН (2 ТРД General Electric F414-GE-400, с форсажной тягой 97.90 КН)

  • максимальная скорость на высоте — 2000 (1915) км/ч

  • крейсерская скорость — около 1000 км/ч

  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета — от 600 до 1200 (до 1300) километров

  • практический потолок — 15.200 метров

  • максимальная эксплуатационная перегрузка — 7,5g

  • экипаж — 1 человек

  • вооружение — встроенное: 1 20-миллиметровая пушка «Вулкан» с вращающимся блоком стволов. Подвесное: до 7 тонн управляемого и неуправляемого вооружения «воздух-воздух» и «воздух-земля» на 9 узлах внешней подвески (до 8 тонн на 11 узлах подвески).

    F-22. Дорогостоящее будущее

    В середине 70-х годов ВВС США увлеклись малозаметностью. Многочисленные батареи зенитных ракет и истребители ВВС и войск ПВО СССР заставляли задуматься над методами преодоления оборонительных рубежей противника с наименьшими потерями. Первой ласточкой новой авиационной моды стал взлетевший в 1981 году F-117 Nighthawk, получивший в ВВС США за невысокие летные характеристики и внешний вид кличку «Хромой гоблин». Однако создание этого самолета дало концерну Lockheed достаточно информации, чтобы приступить к разработке более совершенных машин. В 1983 году фирма начала разработку малозаметного сверхзвукового самолета, которому было суждено стать первым в мире истребителем пятого поколения. Программа разработки получила индекс ATF — Advanced Tactical Fighter. Новый самолет разрабатывался в кооперации с концерном Boeing. Конкурентом будущего F-22 стал совместный проект Northrop и McDonnell Douglas, получивший обозначение F-23.

    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.F-22A. Фото c сайта fas.org

    Первый полет экспериментального YF-22 состоялся 29 сентября 1990 года, месяц спустя после взлета YF-23. В апреле 1991 года проект «Локхида» был объявлен победителем конкурса.

    Однако YF-22 был лишь демонстрационным самолетом, на основе которого фирма начала проектирование боевого истребителя. Этот процесс, который по первоначальным прикидкам не должен был занять больше пяти-шести лет, затянулся из-за недостатка финансирования. Распад СССР и прекращение «холодной войны» привело к резкому сокращению расходов на оборону, что в сочетании со стремительным ростом цены перспективной машины поставило проект под угрозу закрытия. Первоначально заданная цена машины в 32 миллиона долларов выросла к 1995 году до 72 миллионов, затем до 100, затем до четверти миллиарда и в итоге превысила рубеж 300 миллионов долларов. Параллельно падало и число машин, планировавшихся к заказу — с «больше 1000» до 750, 648, 339 и, наконец, до 183 самолетов, предназначенных для четырех авиакрыльев. Также, чтобы избежать еще большего удорожания, машина лишилась ряда планировавшихся нововведений — боковых антенных решеток, оптикоэлектронных датчиков и других систем.

    Сдвигались и сроки постановки машин на вооружение — с 1996 года на 2000-й, затем на 2004-й. В итоге, первое тактическое авиакрыло, оснащенное истребителями F-22, достигло боевой готовности осенью 2007 года. Ранее, весной 2007 года, F-22 впервые побывали за границами США, совершив перелет в Японию. Под Новый год, 29-30 декабря 2007 года, F-22 90-й эскадрильи на Аляске, экстренно заступившей на боевое дежурство в системе НОРАД вместо прикованных к земле приказом штаба ВВС США F-15, впервые встретились в воздухе с ветеранами «холодной войны» — парой Ту-95, нанесшей визит в небо над Аляскинским заливом.

    В настоящее время ВВС США располагают примерно 100 самолетами F-22, из которых около 60 находятся в боевых подразделениях. Несмотря на ряд технических проблем — повышенную коррозию фюзеляжей и неполадки в программном обеспечении, F-22 на сегодня безусловно являются самыми сильными истребителями в мире. За счет двигателей с изменяемым вектором тяги они имеют маневренные характеристики, близкие к самолетам семейства Су-27, а малозаметность в сочетании с новейшей радиоэлектроникой дает им значительное преимущество. Другим значительным плюсом F-22 является сверхзвуковая крейсерская скорость машины, что дает возможность выходить на рубеж перехвата быстрее любого современного истребителя за исключением «трехмахового» перехватчика МиГ-31.

    Истребитель F-22A Raptor
    Обзор парка истребительной авиации ввс и авиации вмс сша.Первый F-22A. Фото c сайта aviaexpo.net

  • размах крыла — 13,56 метра

  • длина — 18,92 метра

  • высота — 5 метров

  • площадь крыла — 78 м2

  • вес пустого самолета — 15 тонн

  • максимальный взлетный вес — 27,2 тонны

  • силовая установка — 2 ТРД Pratt-Whitney F119-PW-100 с форсажной тягой 155 КН

  • максимальная скорость на высоте — 2000 км/ч

  • крейсерская скорость — около 1500 км/ч

  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета — от 1000 до 1300 километров

  • практический потолок — 18.000 метров

  • максимальная эксплуатационная перегрузка — 9g

  • экипаж — 1 человек

  • вооружение — встроенное: 1 20-миллиметровая пушка «Вулкан» с вращающимся блоком стволов. Подвесное вооружение размещается в трех отсеках под фюзеляжем. Возможно также размещение вооружения на внешней подвеске, но в таком варианте истребитель теряет малозаметность.

    Источник: http://lenta.ru/articles/2008/01/11/fighter/