Праздник 17 июля — день рождения морской авиации вмф россии

Авиацией Военно-Морского Флота называется авиационная часть ВМФ России. У всех четырех флотов (Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского) имеется собственная авиация. Основной целью морской авиации является обнаружение и истребление подводных лодок противника, надводных кораблей и т.д.

Днем рождения морской авиации в нашей стране считается 17 июля. Эта дата связана с тем, что именно в этот день в 1916 году русские летчики в небе над Балтикой победили в сложном воздушном бою. Тогда 4 гидросамолета М-9 принадлежащие авиационному судну «Орлица» базировавшемуся на Балтийском флоте, вступили в бой с 4 немецкими самолетами и одержали победу. Эта победа и считается началом становления российской морской авиации.

В годы Великой Отечественной войны авиацией флота в числе первых был нанесен удар по врагу, она представляла основную угрозу для фашистских захватчиков во время боев на море. Морскими летчиками за время войны было совершено больше, чем 35000 боевых вылетов. Они уничтожили более 5500 самолетов противника.

Состав морской авиации ВМФ

Морская авиация Российской Федерации состоит из истребительной, штурмовой, поисково-спасательной, ракетоносной, транспортной, противолодочной и специальной авиации. Авиацию ВМФ можно условно разделить на авиацию берегового базирования и корабельную авиацию.

Штурмовики и ракетоносцы предназначены для борьбы с группами надводных кораблей, как в прибрежной, так и в океанской зонах, для бомбо-штурмовых и ракетных ударов по портам, аэродромам, береговым базам и другим значимым объектам противника. Противолодочная авиация выполняет задачи слежения, поиска и обнаружения подводных лодок противника, а также их поражения.

Истребительная авиация контролирует обширное воздушное пространство. Поисково-спасательная авиация оказывает помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам. Военно-транспортная авиация флота России осуществляет перевозки военных грузов, личного состава ВМФ и парашютное десантирование морских пехотинцев. Выполнением специальных задач занимается специальная авиация ВМФ.

Корабельная авиация – это основная ударная сила авианосных соединений флота. Она выполняет боевые задачи по уничтожению противника в воздухе, ведет тактическую разведку и др. С помощью палубных вертолетов происходит целенаведение ракетного оружия корабля в ходе уничтожения подводных лодок и отражения атак противокорабельных ракет противника и низколетящих самолетов. Они также могут быть использованы для огневой поддержки морских пехотинцев и уничтожения артиллерийских и ракетных катеров противника, когда несут ракеты класса «земля-воздух».

Корабельная авиация в России обладает двумя типами самолетов – это истребитель Су-33, а также учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ. Также в состав ВМФ России входит тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который несет на борту самолеты Су-25УТГ и Су-33, а также вертолеты Ка-29 и Ка-27.

История становления морской авиации в России

По сути, становление морской авиации в нашей стране началось только в XX веке. Когда появились первые боевые самолеты, морские специалисты сразу обозначили важную роль авиации для вооруженной борьбы на море.

Результаты русско-японской войны 1904-1905 гг. показали, что неудачи русских на море связаны с тем, что флот не располагает средствами, обеспечивающими разведку, к которым мог бы относиться аэроплан. К тому времени уже существовал самолет, построенный Можайским А.Ф. в 1883 г., с паровой машиной. В 1903 году О. Райт совершил первый вылет на самолете, имеющем двигатель внутреннего сгорания.

Идея использования летательных аппаратов на кораблях флота была впервые выдвинута капитаном Л.М. Мациевич в 1909 году. Тогда это казалось очень смелым решением, но Мациевич осенью того же года изложил основные технические решения по созданию корабля-авиаматки. Предложенный им проект авианесущего корабля был оборудован навесной палубой для взлета и посадки аэроплана, электрической разгонной лебедкой (напоминающей катапульту) и специальными тормозными сетями.

С образованием Отдела воздушного флота началось подробное изучение свойств аэропланов с целью возможного их применения на море.

В июле 1910 года подполковником М.М. Конокотиным был предложен проект по переоборудованию в авианосец броненосца «Адмирал Лазарев». Большая верхняя палуба на корабле, трубы по бортам судна, ангарная палуба для десяти самолетов, лифты для их подъема и спуска должны были удовлетворять необходимым потребностям. Проект был одобрен, но Морской Генеральный штаб немногим позже отказался от его реализации. В то время гидросамолеты прибрежного базирования были предпочтительнее, чем корабельные самолеты того же назначения. А использование корабельной авиации на Севере и на Дальнем Востоке совсем не рассматривалось.

Но актуальность проектов Л.М. Мациевича и М.М. Конокотина была бесспорна, в прессе регулярно появлялись сообщения о них.

Конкретное зарождение морской авиации произошло в марте 1910года. Тогда французским летчиком А. Фабром был совершен самый первый удачный взлет на гидросамолете с воды, а в августе следующего года – первый вылет на самолете-амфибии под названием «Канар». В России первый поплавковый самолет был построен в феврале 1911 года Я.М. Гаккелем.

Издательством «Воздухоплавание» в 1912 году был выпущен первый научный труд, который посвящался проблемам развития воздухоплавания. 12-ый выпуск назывался «Воздухоплавание в морской войне» его автор Яцук Н.А. (инженер-механик флота и летчик) писал о том, что вскоре наступит время одновременных боев надводного флота с участием подводных судов, над которыми будут вести бой воздушные эскадры. Он также писал о том, что способность аэроплана подниматься с воды и спускаться на нее – это не основное условие годности аэроплана к службе на море. Главное же условие – способность аэроплана взлетать с корабля и садиться на него, а также широкий практический радиус действия.

В 1916 году 30 ноября начальник Морского штаба А.В. Русин утвердил «Положение о дивизионе корабельной авиации». С тех пор роль морской авиации на флоте сильно возросла. А управляют техникой и обслуживают ее профессионалы очень высокого класса.

Романчукевич Татьяна
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна

Источник: http://www.inflora.ru/directory/russian-holidays/july-holidays/naval-aviation.html