ЗОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

Любой человек, причастный к навигации, на протяжении последних десяти лет был свидетелем изменений в области аэронавигации, произведенной гло­бальной навигационной спутниковой системой. В настоящее время воздушное судно может следовать в любой пункт без использования наземных навигацион­ных средств наведения.

С появлением спутниковой системы навигация качественно изменилась — она стала более точной. Однако навигация является лишь одной из составляю­щих общего процесса выполнения полетов. И в этой связи ее необходимо рас­сматривать в общей концепции — связь, навигация, наблюдение и организация воз­душного движения, — разработанной ИКАО в 80-х годах прошлого столетия. Разработанная ИКАО концепция навигации будущего базируется на зональной на­вигации.

Принцип зональной навигации позволяет воздушному судну выполнять полет по любой желаемой траектории и тем самым реализовать преимущества повы­шенной точности навигации в совершенствовании структуры воздушного про­странства, что влечет за собой упрощение обслуживания воздушного движения, а самое главное — сокращение расходов эксплуатантов воздушных судов.

Важно отметить и тот факт, что применение зональной навигации суще­ственно повлияло и на технологию работы членов летного экипажа, что обусло­вило появление новых навигационных процедур. В первую очередь, это проявилось в правилах эксплуатации спутниковых навигационных систем (СНС). С одной стороны, с установкой СНС на борту воздушных судов процесс навигации суще­ственно упростился, а с другой — некорректная эксплуатация таких систем (на­пример, ошибочный ввод координат пункта маршрута) может существенно по­влиять на точность навигации, а, следовательно, и на безопасность полета.

Можно привести примеры, когда ошибочный ввод кодификатора пункта мар­шрута приводил к уклонению самолетов. И в этой связи четкое выполнение процедур перекрестных проверок позволит избежать непреднамеренного оши­бочного ввода координат и наименований пунктов маршрутов.

Появление новых типов схем захода на посадку и вылета также требует от членов летного экипажа знания правил построения таких схем и специфики их выполнения.

К сожалению, отсутствие учебных пособий по особенностям выполнения по­летов с применением метода RNAV не способствует качественной реализации всех преимуществ данного способа навигации. В этой связи авторы надеются, что данное учебное пособие позволит:

— летному составу глубже понять нюансы зональной навигации;

— диспетчерскому составу органов ОВД более осознано представлять дей­ствия летных экипажей ВС и пользоваться преимуществами применения RNAV;

— будуш, им пилотам, штурманам и диспетчерам ОВД осознать, что зональ­ная навигация это то, что их ожидает по окончании учебного заведения.

Касаясь структуры учебного пособия, необходимо отметить, что авторы стремились осветить вопросы не только зональной навигации, но и дать чита­телю представление о развитии концепции: связь, навигация, наблюдение и орга­низация воздушного движения в Европейском воздушном пространстве, в котором после 2006 года планируется внедрение Единого европейского воздушного про­странства. Кроме того, учитывая, что некоторые нормативные положения по подготовке воздушных судов и эксплуатантов гражданской авиации России к по­летам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе со­держат материал по практическому применению для членов летного экипажа, авторы посчитали необходимым дать их в Приложении.

С внедрением в авиационную практику зональной навигации и концепции тре­буемых навигационных характеристик, авиационный лексикон обогатился многими новыми терминами, которые изначально были сформулированы на английском язы­ке — международном языке аэронавигации. Соответствующие им русские термины лишь недавно стали использоваться в отечественной литературе и их еще нельзя считать устоявшимися. К сожалению, также и переводы определений соответствую­щих понятий, приведенные в документах ИКАО, не всегда выполнены удачно, что затрудняет уяснение их содержания.

Тем не менее, в нижеследующем перечне термины и их определения приведе­ны в той формулировке, в какой они содержатся в переводах на русский язык в до­кументах ИКАО, RTCA, JAA и т. д. Более подробно содержание большинства этих терминов обсуждается в тексте учебного пособия.

Поместив аббревиатуры в начале учебного пособия, авторы преследовали цель не загромождать изложение материала расшифровкой каждый раз, когда они упо­минаются по тексту.

Величина (дистанция) удерживания — расстояние от планируемого местона­хождения, в пределах которого воздушные суда будут находиться в течение как ми­нимум 95% общего полетного времени (см. также термин "предел удерживания") [1].

Вертикальная навигация — метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнять полеты по вертикальным профилям с использованием датчика вы­соты, внешнего сигнала заданной траектории или их комбинации [2].

Готовность (Availability) — показатель способности системы обеспечивать над­лежащее обслуживание в пределах установленной зоны действия. Определяется в виде интервала времени, в течение которого система должна использоваться для навигации [3].

Зона действия радионавигационной системы — площадь поверхности или объем пространства, в пределах которых мощность сигналов является достаточной для того, чтобы пользователь мог определить местоположение с установленным уровнем точности. Зона действия зависит от геометрии системы, уровней мощности сигналов, атмосферных шумов и прочих факторов, влияющих на прием сигналов [3].

Зональная навигация RNAV — метод навигации, который позволяет воздуш­ному судну выполнять полет по любой желаемой траектории [1].

Круговая зона защищенности (CPA) — круговая зона защищенного воздушного пространства с центром в желаемом местоположением ВС [1].

Примечание. Круговая зона защищенности определяется типом RNP и воз­можностями вмешательства органов ОВД (связь и наблюдение).

Навигационное наведение — расчет команд управления для выдерживания намеченной линии пути от текущего местоположения ВС к новому местоположению [3].

Навигация — способ наведения воздушного судна для выполнения полета от одного известного местоположения к другому известному местоположению [3].

Непрерывность обслуживания (Continuity of function) — способность всей системы функционировать без непредсказуемых прерываний во время выполнения намеченного полета [2].

Оборудование RNAV — комплекс навигационного оборудования, используемо­го для обеспечения наведения RNAV [4].

Общая погрешность системы (Total System Error — TSE) — в боковом изме­рении представляет собой сочетание погрешности навигационной системы, погреш­ности расчета RNAV, погрешности системы отображения и погрешности техники пи­лотирования [3]

Погрешность техники пилотирования (Flight Technical Error — FTE) — точ­ность пилотирования ВС, которая измеряется путем сопоставления индикаторного местоположения ВС с индикаторным заданным или намеченным местоположением. Эта погрешность не включает грубые ошибки [3].

Предел удерживания — зона вокруг желаемого местоположения ВС, опреде­ленного бортовой навигационной системой, внутри которой находится ВС с вероят­ностью 99,99% (см. также термин "величина удерживания") [1].

Примечание. Предел удерживания включает RNP, целостность и непрерыв­ность удерживания, но не включает возможность вмешательства органов ОВД.

Система управления полетом (Flight Management System — FMS) — ком­плексная система, которая включает в себя бортовой датчик, приемник и вычисли­тель с базами навигационных данных и данных о летно-технических характеристи­ках ВС и выдает данные о характеристиках и наведении RNAV на дисплей и для ввода в автоматическую систему управления полетом [3].

Точность использования системы — сочетание погрешности навигационного датчика, погрешности бортового приемника, погрешности отображения и погрешно­сти, обусловленной техникой пилотирования. Также называется точностью выдер­живания навигационных характеристик [3].

Точность выдерживания навигационных характеристик — общая погреш­ность системы (TSE), допускаемая в боковом и продольном измерениях. TSE в каж­дом измерении не должна превышать норм для установленного типа RNP в течение 95% полетного времени на любом участке одного полета [1].

Точность — степень соответствия расчетного и измеренного местоположения. Точность радионавигации обычно выражается статистической мерой погрешности системы и указывается как:

1) прогнозируемая — точность местоположения относительно земных геогра­фических или геодезических координат;

2) повторяемая — точность, с которой пользователь может возвратиться в ме­стоположение, координаты которого были измерены в предшествующий момент времени той же навигационной системой;

3) относительная — точность, с которой пользователь может определить одно местоположение относительно другого местоположения независимо от любой по­грешности определения соответствующих истинных местоположений [3].

Требуемые навигационные характеристики RNP — показатель точности вы­держивания навигационных характеристик, необходимых для выполнения полетов в пределах установленного воздушного пространства [1].

Целостность (Integrity) — способность системы своевременно выдавать поль­зователям предупреждения в тех случаях, когда система не должна использоваться для навигации [3].

Baro-VNAV — метод навигации, при котором навигационная система выдает пилоту вычисленное вертикальное наведение относительно установленного угла траектории в вертикальной плоскости с номинальным значением 3°.