Эшелонирование полётов

Для обеспечения безопасности полётов установлено эшелонирование при полётах ВС. Вертикальное, продольное и боковое (п. 100 : 103 Федеральные авиационные правила полётов в воздушном пространстве РФ)

Эшелон полёта — установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесённая к давлению 760 млм. рт. ст. (1013,2 гектопаскаля) и отстоящая от других установленных поверхностей на установленный интервал.

Для вертикального эшелонирования устанавливаются следующие минимальные интервалы:(см. схему вертикального эшелонирования ВС в воздушном пространстве РФ).

— 300 м — от эшелона 900 м до эшелона 8100 м;

— 500 м — от эшелона 8100 м до эшелона 12100 м;

— 1000 м — выше 12100 м.

Минимальный интервал между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и воздушным судном, выполняющим полёт на сверхзвуковой или дозвуковой скорости, должен быть 1000 м.

Между высотами полетов воздушных судов ниже нижнего эшелона устанавливаются следующие минимальные интервалы:

1. 150 м — при полетах по правилам визуальных полетов со скоростью полета 300 км/ч и менее;

2. 300 м — при полетах по правилам визуальных полетов со скоростью полета более 300 км/ч.

Минимальный интервал между нижним эшелоном и высотой полета по маршруту или при выполнении иной деятельности ниже нижнего эшелона должен быть 300 м.

Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве осуществляется по полукруговой системе:

в направлении от истинного меридиана от 0 до 179 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны 900м, 1500 м, 2100 м, 2700 м, 3300 м, 3900 м, 4500 м, 5100 м, 5700 м, 6900 м, 7500 м, 8100 м, 9100 м, 10100 м, 11100 м, 12100 м, 14100 м и т. д; в направлении от истинного меридиана от 180 до 359 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны 1200 м, 1800 м. 2400 м, 3000 м, 3600 м, 4200 м, 4800 м, 5400 м, 6000 м, 6600 м, 7200 м, 7800 м, 8600 м, 9600 м, 10600 м, 11600 м, 13100 м, 15100 м. и т. д Для продольного эшелонирования при полетах по правилам визуальных полетов устанавливаются следующие минимальные интервалы:

21

а) между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одной высоте, или между воздушным судном и другими материальными объектами — не менее 2 км;

б) между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам на одной высоте, или между воздушным судном и другими материальными объектами в момент пересечения воздушным судном маршрута полета другого воздушного судна или другого материального объекта — не менее 2 км для воздушных судов со скоростью полета 300 км/ч и менее и не менее 5 км — для воздушных судов со скоростью полета более 300 км/ч.

Для продольного эшелонирования при полетах по правилам полетов по приборам с непрерывным радиолокационным контролем устанавливаются следующие минимальные интервалы:

а) между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте):

— на воздушных трассах и маршрутах вне их — не менее 30 км;

— в районе аэродрома (в зоне подхода) — не менее 20 км (в районе аэродрома (в зоне подхода), оборудованного автоматизированными системами обслуживания воздушного движения (управления полетами) или средствами вторичной радиолокации — не менее 10 км);

— при выполнении маневра по схеме захода на посадку — не менее 5 км;

б) между воздушными судами при пересечении воздушным судном встречного эшелона (высоты), занятого другими воздушным судном:

— не менее 30 км в момент пересечения при вертикальной скорости набора высоты (снижения) 10 м/с и более;

— не менее 60 км в момент пересечения при вертикальной скорости набора высоты (снижения) до 10 м/с;

в) между воздушными судами при пересечении воздушным судном попутного эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном, — не менее 20 км в момент пересечения;

г) между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам на одном эшелоне (высоте), — не менее 40 км в момент пересечения воздушным судном маршрута полета другого воздушного судна.

При полетах по правилам полетов по приборам без радиолокационного контроля устанавливаются следующие временные интервалы продольного эшелонирования между воздушными судами:

а) следующими на одном эшелоне (высоте) по воздушной трассе, местной воздушной линии или по одному и тому же маршруту вне их, а также в районе аэродрома (в зоне подхода) — не менее 10 минут;

б) выполняющими маневр по схеме захода на посадку — не менее 3 минут;

в) при пересечении воздушным судном в наборе высоты или на снижении попутного или встречного эшелона (высоты), занятого другими воздушным судном, — не менее5 10 минут в момент пересечения;

г) следующими по пересекающимся маршрутам на одном эшелоне (высоте) — не менее 15 минут в момент пересечения воздушным судном маршрута полета другого воздушного судна.

Для бокового эшелонирования при полетах по правилам визуальных полетов устанавливаются следующие минимальные интервалы:

а) при обгоне впереди летящего воздушного судна на одной высоте — не менее 500 м; б) при полете воздушных судов на встречных курсах — не менее 2 км.

Боковое эшелонирование при выполнении полетов по правилам полетов по приборам без непрерывного радиолокационного контроля запрещается.

Полеты воздушных судов над населенными пунктами должны выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно­посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Схемы полета в районе аэродрома, в том числе на курсах взлета и посадки, должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, взрывоопасными и другими объектами.

Также в целях безопасного взлёта и посадки устанавливаются ограничения по погодным условиям, т. н. минимальные погодные условия:

Минимум аэродрома — минимально допустимые значения видимости на ВПП и ВПР (ВНГО) при котором на данном аэродроме разрешается выполнять взлёт и посадку ВС. (Зависит от ССО аэродрома и типов имеющихся радиотехнических средств).

Минимум ВС — минимально допустимые значения видимости на ВПП, и ВПР (ВНГО) позволяющих безопасно производить взлёт на ВС данного типа (зависит от оснащения данного типа ВС).

Минимум КВС — минимально допустимые значения видимости на ВПП и ВПР (ВНГО) при которых разрешается выполнять взлёт и посадку на ВС данного типа конкретному КВС (зависит от квалификации и опыта пилота).

На взлёт ограничивается только видимость по горизонтам, на посадку — по горизонтам и вертикали. Также существуют ограничения по боковой составляющей скорости ветра и продольной составляющей (зависит от типов ВС) и иные (ограничения).

(ВПР — высота принятия решения

ВНГО — высота нижней границы облачности)

В каждом конкретном случае метеоминимум определяется по наивысшему из всех

трёх.

СХЕМА

Вертикалыного зшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве

Российской Федерации

Эшелонирование полётов

4.2. Система обеспечения полётов

1 .Штурманское — осуществляет штурманскую подготовку экипажей (т. к. на многих маршрутах штурмана в экипажах нет то эти функции выполняет 2-й пилот перед каждым рейсом (прокладка маршрута, расчёт полета, особенности полета). В штурманской экипаж получает и необходимую аэронавигационную информацию (основными документами САИ являются перечни воздушных трасс и аэродромов со схемами маневров и заходов на посадку, сборники информационных данных для полетов по МВЛ оперативные данные по изменениям в документах о состоянии аэродромов (NOTAM)

2. Метеорологическое обеспечение — осуществляется в предприятиях ГА по договорам с гос. гидрометом. Экипаж получает метеоконсультацию или документацию с прогнозами погоды (если полёт более 2-х часов) на аэродроме посадки и запасных. На каждом аэродроме имеется пункт замера и наблюдений за фактической погодой, работа на котором ведется по единой методике с использованием стандартных приборов.

3. Инженерно-авиационное обеспечение заключается в поддержании ВС в исправном состоянии, оперативном устранении отказов, контроле за соблюдением правил тех. эксплуатации ВС и авиационно-технической подготовке лётного состава.

4. Аэродромное обеспечение заключается в постоянном поддержании аэродрома в состоянии, пригодным к приёму-выпуску ВС (обеспечение необходимого коэффициента сцепления полосы ( 0,3 минимальный)

5. Радиосветотехническое — обеспечивает связь с ВС в полете (УВД) и контроль за движением ВС (аэродромные и трассовые радиолокаторы, радиомагнитные системы, системы посадки, радиопеленгаторы и т. д.). Светотехническое оборудование аэропортов (ОМИ и ОВИ) обеспечивают посадку ВС в ночное время и при плохих М. У

6. Медицинское обеспечение — осуществляет контроль за состоянием здоровья экипажа (за 2 часа до вылета) и периодическое (ежеквартальное — ВЛЭК).

7. Организация перевозок (СОПП и СОПГП) Продажа перевозки, организация регистрации и посадки пассажиров, прием и доставка на борт багажа, груза, почты и обслуживание при прибытии на место. расчет загрузки и центровки ВС.

8. Орнитологическое — мероприятие по исключению условий для столкновения ВС с птицами при взлёте и посадке, контроль ситуации в 15-и км зоне вокруг аэропортов. Отпугивание птиц. Изучение путей их миграции и гнездования.

9. Режимно-охранное. Охрана ВС, мероприятия по предотвращению несанкционированного проникновения в режимные зоны, предотвращение перевозки запрещенных предметов, предотвращение незаконного вмешательства в деятельность ГА.

10. Поисковое и аварийно — спасательное — обеспечивает обнаружение ВС, потерпевшего аварию, производит спасение и эвакуацию пострадавших лиц и

ликвидирует все последствия А. П.

11. Оперативное управление — управление текущей деятельностью аэропорта и координация работы всех подсистем обеспечения полётов с целью обеспечения безопасности полётов и их регулярности.