ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ И. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АВИАЦИОННОЙ. КАРТОГРАФИИ
Полет вертолета происходит в воздушной среде относительно поверхности Земли. Характер его перемещения над земной поверхностью можно оценивать с помощью полетных карт по навигационным элементам полета, полученным с использованием технических средств вертолетовождения. Знание правил применения карт и способов определения навигационных элементов полета позволит летчику успешно решать задачи вертолетовождения.
§ 1. Основные навигационные понятия и определения
Вертолет в полете в общем случае движется по сложной пространственной кривой линии. Линия, описываемая центром масс вертолета при его движении в пространстве, называется т р а е к — торией полета.
Однако при решении большинства задач вертолетовождения рассматривают не пространственную траекторию полета вертолета, а ее проекцию на земную поверхность, которую называют линией пути. Линия пути может быть заданной и фактической (рис. 1.1).
Линией заданного пути (ЛЗП) называется проекция заданной траектории полета на земную поверхность.
Линией фактического пути (ЛФП) называется проекция фактической траектории полета на земную поверхность.
Одной из основных задач вертолетовождения является выполнение полета таким образом, чтобы фактическая линия пути совпадала с заданной.
Линия заданного пути, проведенная на карте, называется маршрутом полета. Маршрут полета прокладывается на карте через следующие основные точки, которые определяют линию заданного пути:
— исходный пункт маршрута (ИПМ) — это точка, которая является началом маршрута и обычно располагается на
некотором удалении от аэродрома. От этой точки на карте прокладывается линия заданного пути.
— поворотные пункты маршрута (ППМ) — это точки маршрута, над которыми линия заданного пути изменяет направление;
— цель — это такая точка, в которой решается основная задача полета (применение средств поражения, десантирование и т. д.);
— исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ) — это точка, расположенная в районе цели, от которой начинается обратный маршрут полета на свой или запасной аэродром:
— конечный пункт маршрута (КПМ) — это точка в районе аэродрома, в которой заканчивается маршрут полета и до которой прокладывается линия заданного пути на карте.
Траектория полета вертолета задается не только маршрутом, но и высотой полета. Высотой полета называется расстояние по вертикали между вертолетом и земной поверхностью. Проекция траектории полета вертолета на вертикальную плоскость называется профилем полета.
Чтобы в полете знать линию фактического пути, необходимо периодически с достаточной точностью определять местоположение вертолета.
Местом вертолета (МВ) называется та точка на земной поверхности, в которую проецируется в данный момент центр масс вертолета (над которой в данный момент находится вертолет). Положение этой точки определяется относительно ориентира или указанием двух координат (например, широтой и долготой). Под ориентиром понимается естественный или искусственный хорошо выделяющийся на земной поверхности объект с точно известным положением.