ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ И. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АВИАЦИОННОЙ. КАРТОГРАФИИ

Полет вертолета происходит в воздушной среде относительно поверхности Земли. Характер его перемещения над земной по­верхностью можно оценивать с помощью полетных карт по нави­гационным элементам полета, полученным с использованием тех­нических средств вертолетовождения. Знание правил применения карт и способов определения навигационных элементов полета позволит летчику успешно решать задачи вертолетовождения.

§ 1. Основные навигационные понятия и определения

Вертолет в полете в общем случае движется по сложной про­странственной кривой линии. Линия, описываемая центром масс вертолета при его движении в пространстве, называется т р а е к — торией полета.

Однако при решении большинства задач вертолетовождения рассматривают не пространственную траекторию полета вертоле­та, а ее проекцию на земную поверхность, которую называют линией пути. Линия пути может быть заданной и фактиче­ской (рис. 1.1).

Линией заданного пути (ЛЗП) называется проекция заданной траектории полета на земную поверхность.

Линией фактического пути (ЛФП) называется про­екция фактической траектории полета на земную поверхность.

Одной из основных задач вертолетовождения является выпол­нение полета таким образом, чтобы фактическая линия пути сов­падала с заданной.

Линия заданного пути, проведенная на карте, называется маршрутом полета. Маршрут полета прокладывается на карте через следующие основные точки, которые определяют ли­нию заданного пути:

— исходный пункт маршрута (ИПМ) — это точка, которая является началом маршрута и обычно располагается на

некотором удалении от аэродрома. От этой точки на карте про­кладывается линия заданного пути.

— поворотные пункты маршрута (ППМ) — это точки маршрута, над которыми линия заданного пути изменяет направление;

— цель — это такая точка, в которой решается основная за­дача полета (применение средств поражения, десантирование и т. д.);

— исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ) — это точка, расположенная в районе цели, от которой начинается обратный маршрут полета на свой или запасной аэ­родром:

ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ И. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АВИАЦИОННОЙ. КАРТОГРАФИИ

— конечный пункт маршрута (КПМ) — это точка в районе аэродрома, в которой заканчивается маршрут полета и до которой прокладывается линия заданного пути на карте.

Траектория полета вертолета задается не только маршрутом, но и высотой полета. Высотой полета называется расстоя­ние по вертикали между вертолетом и земной поверхностью. Про­екция траектории полета вертолета на вертикальную плоскость называется профилем полета.

Чтобы в полете знать линию фактического пути, необходимо периодически с достаточной точностью определять местоположе­ние вертолета.

Местом вертолета (МВ) называется та точка на зем­ной поверхности, в которую проецируется в данный момент центр масс вертолета (над которой в данный момент находится верто­лет). Положение этой точки определяется относительно ориентира или указанием двух координат (например, широтой и долготой). Под ориентиром понимается естественный или искусственный хо­рошо выделяющийся на земной поверхности объект с точно из­вестным положением.