Проекции
Карты видоизмененной поликонической проекции получают при проецировании поверхности Земли на боковые поверхности бесконечного множества конусов, касательных к ее поверхности. Поли — коническая проекция положена в основу получения международной проекции, в которой составлена государственная карта СССР масштаба 1:1000 000. Кроме того, в данной проекции составлена аэронавигационная карта масштаба 1 : 2 000 000.
В соответствии с принятыми в СССР правилами карты масштаба 1:1 000 000 в этой проекции строятся следующим образом. Вся поверхность земного шара, принимаемая за эллипсоид вращения, делится на участки размером по широте 4° и по долготе 6° до параллели с широтой 64°, 12° — в диапазоне широт от 64 до 80° и 24° — в диапазоне широт от 80 до 88°.
Каждый участок независимо от других изображается на отдельном листе.
По характеру искажений видоизмененная поликоническая (международная) проекция является произвольной, однако величины искажений очень малы и лежат за пределами точности графических измерений. Для экваториального листа карты (самого большого и поэтому наиболее искажаемого) наибольшее искажение длин составляет 0,14%, а углов — около 7′. В средних широтах искажения длин достигают 0,07%.
Практически при решении задач вертолетовождения такими ошибками можно пренебречь и считать карту равноугольной, рав — нопромежуточнбй и равновеликой, что позволяет производить на ней измерения с помощью транспортира и линейки.
Особенность построения сетки меридианов и параллелей в международной проекции приводит к тому, что изображение участка местности получается сплошным, без разрывов, только в пределах одного листа карты. Однако каждый лист карты этой проекции можно точно приложить к любому из четырех смежных листов. Вместе с тем самостоятельное проецирование на плоскость, каждого участка местности приводит к тому, что при склейке блока из четырех и более листов возникают разрывы по меридиану и параллели (рис. 1.21). В средних широтах величины угловых и линейных разрывов не превышают 2 мм, поэтому они могут быть скомпенсированы за счет деформации бумаги. Не вызывает су-
щественных искажений длин и углов и склейка блока из девяти листов (три в ряд и три в колонку), так как разрывы между ними практически незаметны и также устраняются за счет деформации бумаги. Без разрывов листы карт масштаба 1:1 000 000 склеиваются лишь только в ряд или колонку.
Линии пути и линии положения на карте международной проекции как на одном листе, так и в пределах блока из четырех и девяти листов изображаются так же, как и на картах равноугольной цилиндрической проекции.
В вертолетовождении карты международной проекции масштаба 1:1 000 000 применяются в качестве бортовых карт. На этой карте нанесены наиболее важные населенные пункты, все железные дороги, главные шоссейные и грунтовые дороги, реки, озера, леса и другие характерные ориентиры, расположенные на местности.
Рис. 1.21. Линейные разрывы при склейке карт видоизмененной поликонической проекции в блок |
В видоизмененной поликонической проекции составлена также аэронавигационная карта масштаба 1:2000 000, которая издана в двух вариантах.
1.Карта, на которой в пределах одного листа изображается участок земной поверхности, занимающий 12° по широте и 18° по долготе. Такой лист называется основным.
2.Карта в прямоугольных рамках, на которой обеспечивается перекрытие с соседними листами по всем четырем сторонам. Примерно в центре листа карты расположен основной лист, его крайние параллели и меридианы выделяются утолщенными линиями.
Основной лист карты в обоих вариантах строится по тем же законам, что и карты масштаба 1 : 1 000 000.
Линии пути и линии положения в пределах одного листа карты прокладываются по тем же правилам, что и на картах масштаба 1 : 1 000 000.
Склейка листов этой карты в блок даже из четырех листов нецелесообразна, так как не обеспечивается достаточная точность
измерений из-за линейной величины разрывов, достигающих 18 мм. Такой разрыв невозможно ликвидировать деформацией бумаги. Склеивать листы можно в колонку или в полосу карт.
Листы второго варианта карты масштаба 1:2000 000 клеить нет необходимости, так как на каждом из них есть перекрытие с любого смежного примыкающего листа, что обеспечивает при их использовании свободный переход с одного листа на другой.