Летного состава
Основной смысл изучения ошибок летного состава должен состоять в поиске их главных причин для проведения целенаправленных и эффективных профилактических мероприятий. Процесс изучения ошибочных действий складывается из нескольких этапов.
Первый этап предшествует непосредственному изучению ошибочных действий летного состава. Он заключается в их выявлении, осуществляемом на основании личных наблюдений, записей, сделанных руководителем полетов в журнале, бесед с командирами, другими членами экипажей, данных средств объективного контроля качества выполнения полетного задания, участия в разборе полетов.
Ошибки внешне проявляются в изменении положения самолета в пространстве, в невыполнении или выполнении с нарушениями каких-либо действий по управлению самолетом или его системами. Большое значение при этом имеет анализ записей, сделанных в полете на специальных регистрирующих приборах. По ним можно судить о допущенных отклонениях от заданных значений параметров полета, о величине и направлении перегрузок, о движениях органами управления. Прослушивание магнитофонной ленты, на которой записан радиообмен с экипажами самолетов, позволит точно установить, доложил ли летчик о допущенной ошибке и в какое время, какие ему указывались выходы из создавше*- гося положения.
-‘ Вторым этапом в изучении ошибочных действий является выяснение характера рабочего движения, приведшего к тому или иному отклонению. По своему характеру ошибочные действия могут быть преждевременными (или поспешными) либо запаздывающими (или замедленными, непроизвольными). Одни действия могут выполняться вместо других или совсем отсутствовать. Обязательным условием выявления психофизиологической сущности ошибки летчика является изучение профессиограммы и циклограммы его деятельности на этапе полета, где произошла ошибка.
При изучении структуры действий летчика следует прежде всего выделить те общие и промежуточные цели, достижение которых обеспечивает успех. Далее следует определить состав и взаимосвязь действий, рассмотреть возможные способы их выполнения, а также выяснить требования, которые предъявляются к различ-
ным психологическим функциям человека, и-условия деятельности, обеспечивающие успешное выполнение отдельных звеньев й всей целостной структуры деятельности на этапе полета, где произошла ошибка. Это позволит выработать конкретные меры, направленные на совершенствование физических и психических качеств летчика и касающиеся системы обучения, режима труда и отдыха, физической и психологической подготовки.
На третьем этапе выявляются причины ошибочных действий, рассматривается возможность возникновения причин ошибочных действий на уровне процессов восприятия информации, ее переработки и принятия решения. При этом следует учитывать многостороннюю зависимость их от функции внимания, памяти, мышления, прогнозирования и функционального состояния организма. Нужно сопоставить и проанализировать, какие явления и в каких условиях привели к возникновению каждой о’ішибки, какие факторы лежали в основе неправильных действий или решений летчика, случайно ли возникла ошибка или ее возникновение является результатом определенных недостатков в организации и обеспечении полетов, особенностей авиационной техники, индивидуально-психо — логических качеств данного. летчика и уровня его подготовки.
В необходимых случаях проводится экспериментально-психологическое обследование летчика для выявления’ отклонений в состоянии его здоровья и индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать возникновению ошибки. В этих целях целесообразно проводить и психофизиологический анализ действий летчика при выполнении им заданий на комплексном тренажере самолета (вертолета), оборудованном аппаратурощдля регистрации основных физиологических функций, двигательных реакций и параметров полета. При этом следует имитировать на тренажере те условия полета, в которых летчик допускал ошибочные действия.
При определении лиц, ошибочные действия которых подлежат анализу, целесообразно использовать статистический метод изучения ошибок. При его проведении вначале рассчитывается групповой показатель количества ошибочных действий на 100 полетов (или 100 ч налета) у летчиков различной квалификации (с учетом типа самолета). Индивидуальный статистический анализ заключается в сравнении показателей частоты ошибочных действий отдельных. летчиков с результатами группового анализа.
Увеличение числа ошибок, полученное в результате индивидуального статистического анализа, по сравнению с данными группового анализа является показанием для всестороннего изучения личности летчика.
Профилактические рекомендации в зависимости от причин конкретного случая могут включать мероприятия по проведению специальных тренировок и летного обучения с учетом психофизиологических особенностей летчика, по упорядочению режима труда и отдыха, укреплению физической и психофизиологической выносливости летного’ состава, по рационализации рабочих мест и т. д.