Летного состава

Основной смысл изучения ошибок летного состава должен со­стоять в поиске их главных причин для проведения целенаправ­ленных и эффективных профилактических мероприятий. Процесс изучения ошибочных действий складывается из нескольких этапов.

Первый этап предшествует непосредственному изучению ошибочных действий летного состава. Он заключается в их выяв­лении, осуществляемом на основании личных наблюдений, запи­сей, сделанных руководителем полетов в журнале, бесед с коман­дирами, другими членами экипажей, данных средств объективного контроля качества выполнения полетного задания, участия в раз­боре полетов.

Ошибки внешне проявляются в изменении положения самолета в пространстве, в невыполнении или выполнении с нарушениями каких-либо действий по управлению самолетом или его системами. Большое значение при этом имеет анализ записей, сделанных в полете на специальных регистрирующих приборах. По ним можно судить о допущенных отклонениях от заданных значений пара­метров полета, о величине и направлении перегрузок, о движе­ниях органами управления. Прослушивание магнитофонной лен­ты, на которой записан радиообмен с экипажами самолетов, по­зволит точно установить, доложил ли летчик о допущенной ошиб­ке и в какое время, какие ему указывались выходы из создавше*- гося положения.

-‘ Вторым этапом в изучении ошибочных действий являет­ся выяснение характера рабочего движения, приведшего к тому или иному отклонению. По своему характеру ошибочные действия могут быть преждевременными (или поспешными) либо запазды­вающими (или замедленными, непроизвольными). Одни действия могут выполняться вместо других или совсем отсутствовать. Обя­зательным условием выявления психофизиологической сущности ошибки летчика является изучение профессиограммы и циклограм­мы его деятельности на этапе полета, где произошла ошибка.

При изучении структуры действий летчика следует прежде все­го выделить те общие и промежуточные цели, достижение кото­рых обеспечивает успех. Далее следует определить состав и взаи­мосвязь действий, рассмотреть возможные способы их выполнения, а также выяснить требования, которые предъявляются к различ-

ным психологическим функциям человека, и-условия деятельно­сти, обеспечивающие успешное выполнение отдельных звеньев й всей целостной структуры деятельности на этапе полета, где про­изошла ошибка. Это позволит выработать конкретные меры, на­правленные на совершенствование физических и психических ка­честв летчика и касающиеся системы обучения, режима труда и отдыха, физической и психологической подготовки.

На третьем этапе выявляются причины ошибочных дей­ствий, рассматривается возможность возникновения причин оши­бочных действий на уровне процессов восприятия информации, ее переработки и принятия решения. При этом следует учитывать многостороннюю зависимость их от функции внимания, памяти, мышления, прогнозирования и функционального состояния организ­ма. Нужно сопоставить и проанализировать, какие явления и в ка­ких условиях привели к возникновению каждой о’ішибки, какие фак­торы лежали в основе неправильных действий или решений летчика, случайно ли возникла ошибка или ее возникновение является ре­зультатом определенных недостатков в организации и обеспечении полетов, особенностей авиационной техники, индивидуально-психо — логических качеств данного. летчика и уровня его подготовки.

В необходимых случаях проводится экспериментально-психо­логическое обследование летчика для выявления’ отклонений в со­стоянии его здоровья и индивидуально-психологических особенно­стей, которые могли способствовать возникновению ошибки. В этих целях целесообразно проводить и психофизиологический ана­лиз действий летчика при выполнении им заданий на комплексном тренажере самолета (вертолета), оборудованном аппаратурощдля регистрации основных физиологических функций, двигательных реакций и параметров полета. При этом следует имитировать на тренажере те условия полета, в которых летчик допускал оши­бочные действия.

При определении лиц, ошибочные действия которых подлежат анализу, целесообразно использовать статистический метод изу­чения ошибок. При его проведении вначале рассчитывается груп­повой показатель количества ошибочных действий на 100 полетов (или 100 ч налета) у летчиков различной квалификации (с учетом типа самолета). Индивидуальный статистический анализ заклю­чается в сравнении показателей частоты ошибочных действий от­дельных. летчиков с результатами группового анализа.

Увеличение числа ошибок, полученное в результате индивиду­ального статистического анализа, по сравнению с данными груп­пового анализа является показанием для всестороннего изучения личности летчика.

Профилактические рекомендации в зависимости от причин кон­кретного случая могут включать мероприятия по проведению спе­циальных тренировок и летного обучения с учетом психофизиоло­гических особенностей летчика, по упорядочению режима труда и отдыха, укреплению физической и психофизиологической вынос­ливости летного’ состава, по рационализации рабочих мест и т. д.