Характеристика навигационных ориентиров

Визуальная ориентировка ведется по навигационным ориенти­рам— естественным и искусственным объектам на местности или характерным участкам самой местности, изображенным на полет­ной карте. Возможность ее ведения зависит от характера местнос­ти и ориентиров, их количества на полетной карте. При визуаль­ной ориентировке опора должна быть на характерные ориентиры.

Характерным можно считать ориентир, который по своим при­знакам резко отличается от близлежащих аналогичных ориенти­ров (особая конфигурация, наличие особого вида отличительных

элементов объекта, четко выделяющийся изгиб реки или дороги и т. п.).

Ориентиры подразделяются на линейные (дороги, реки, каналы, береговая черта и т. п.), площадные (отдельные лес­ные массивы, озера, населенные пункты и др.) и точечные (перекрестки дорог, мосты, мелкие населенные пункты, светомая — ки, вершины гор и Т. П.).

При сличении ориентиры различают по их признакам, основ­ными из которых являются: размеры и конфигурация (форма); направление, взаимное расположение или комбинация; контраст­ность (окраска). Кроме основных могут использоваться дополни­тельные признаки^ облегчающие распознавание похожих ориенти­ров. К ним можно отнести тип, количество и направление дорог, подходящих к населенному пункту, взаимное расположение ори­ентиров (на каком берегу реки расположен пункт, где проходит линия электропередач и т. п.), наличие выделяющихся элемен­тов объекта (водонапорная башня, заводская труба, пруд и др.). В некоторых случаях отдельные основные признаки ориентиров могут стать неосновными, и наоборот.

Отличительные признаки ориентиров облегчают их опознава­ние; чтобы успешно вести визуальную ориентировку, эти признаки следует знать. При наблюдении с воздуха различные ориентиры выглядят по-разному.

Большие, средние реки и озера хорошо видны по отблеску воды, затемненному фону и, как правило, на­личию вдоль берегов деревьев и кустарников. Вдоль рек рас­полагается больше населенных пунктов, реки имеют характерные изгибы.

Шоссейные дороги имеют в сухую погоду светло-се­рый цвет, отличаются прямолинейностью, но повороты могут иметь крутые, ночью особенно хорошо заметны при интенсивном движении по ним автотранспорта с включенными фарами и слабо различимы при их маскировке.

Грунтовые дороги улучшенные, если их не очень много, являются хорошими ориентирами, обычно они соединяют крупные и средние населенные пункты; различие в направлениях подхода к ним и количество дорог позволяют быстрее различать населенные пункты.

Проселочные дороги, соединяющие мелкие населенные пункты, могут менять свои направления, использовать их надо осторожно или вовсе пс использовать.

Железные дороги на фоне местности выделяются свои­ми правильными линиями с плавными закруглениями на поворо­тах. Зимой выделяются особенно резко, за исключением дней со снегопадами. В лесных районах при пересечении их под углом, близким к 90°, из-за короткого времени наблюдения трудно прос­ледить их пролет. В ночное время движение на электрифициро­ванных дорогах хорошо видно по вспышкам при неплотном каса­нии токоприемников, на неэлектрифицированных железных доро­гах можно заметить лишь освещенные станции и огни теплово­зов.

Населенные пункты. Крупные населенные пункты на­блюдаются с больших расстояний вначале по дымам и дымке над ними, затем проявляются затемненные площади, выделяющиеся на общем фоне местности. Отличаются один от другого по нали­чию характерных сооружений, количеству и направлению подхо­дящих к ним рек, шоссейных и железных дорог. С малых и пре­дельно малых высот удается просматривать, как правило, отличи­тельные особенности пункта только со стороны подхода к нему, что затрудняет опознавание. Ночью, при отсутствии затемнения, крупные населенные пункты видны по зареву огней. Средние на­селенные пункты на общем фоне местности различаются по кон­фигурации и окраске, отличной от общего фона местности, а так­же по линейным ориентирам. Опознаются по направлениям и коли­честву подходящих к ним дорог и рек, размерам и конфигурации. В зимнее время выделяются в виде серых пятен на белом фоне. Мелкие населенные пункты (хутора, деревни, поселки, аулы, разъ­езды и т. п.) различаются между собой направлением улиц, сто­роной расположения относительно других объектов, при их гус­тоте— взаимным расположением. В пересеченной местности час­то сливаются с общим фоном.

Леса в лесостепных районах на местности выделяются более темными пятнами, особенно хвойные. Опознаются по контурам, которые могут служить надежными линейными ориентирами. В зим­нее время видны лучше, чем летом. Над сибирской тайгой и бо­льшими лесными массивами, когда лес является фоном, ориенти­ровка на малых высотах сильно затруднена, так как ориентиры видны очень короткое время (только при пролете над ними), в остальное время они экранируются лесом.

Рельеф местности облегчает экипажам ведение ви­зуальной ориентировки: используются характерные овраги, бал­ки, отдельные холмы, особенно имеющие тригонометрические вы­шки, а в горной местности — долины и отдельные вершины гор. Элементы рельефа используются и как дополнительные признаки при опознавании ориентиров.

Наиболее часто при опознавании местности допускаются ошиб­ки, когда летчик желаемые отдельные признаки ориентиров при­нимает за действительные. Чтобы избежать подобных ошибок, не­обходимо использовать несколько признаков ориентиров — Так, на­пример, два населенных пункта по своей конфигурации аналогич­ны, расположены вдоль реки, направление шоссейных дорог сов­падает (рис. 6.3). И только дополнительный признак — наличие моста у одного из них — позволяет различить эти пункты. Умение летчика различать признаки ориентиров облегчает опознавание местности и ориентиров. Ориентир считается опознанным, если путем сопоставления основных его признаков и взаимного распо­ложения других ориентиров вид объекта, изображенного на карте, совпадает с фактическим его видом на местности и если совпада­ет расположение близлежащих ориентиров. Полеты па вертолетах выполняются в основном на малых и предельно малых высотах. Радиус обзора местности с этих высот несколько ограничен, зато видны детали объектов — опознавание осуществляется с использо­ванием этих деталей, характерных ориентиров, элементов релье­фа и т. п.

Достаточно полные сведения об объектах на земной поверх­ности и их деталях дают карты масштаба 1 : 200 000 и 1 : 500 000. Большинство ориентиров на них (населенные пункты, озера, уча­стки леса, отдельные строения, элементы рельефа и т. д.) изобра­жены масштабными знаками, поэтому эти карты широко применя­ются при ведении визуальной ориентировки. На ее ведение и опоз-

Характеристика навигационных ориентиров

Рис. 6.3. Использование деталей ориентиров при ориентировке

навание ориентиров влияют: время года и суток, прозрачность ат­мосферы; фон местности, количество характерных и однородных ориентиров; масштаб и качество карты, скорость и высота поле­та; навыки летчика в ведении визуальной ориентировки, его уме­ние определять район местонахождения; опыт в выборе ориенти­ров и их признаков, которые проще всего позволят опознать на­блюдаемую местность; знание района полетов; точность следова­ния вертолета по ЛЗП; условия обзора с рабочего места.