Характеристика навигационных ориентиров
Визуальная ориентировка ведется по навигационным ориентирам— естественным и искусственным объектам на местности или характерным участкам самой местности, изображенным на полетной карте. Возможность ее ведения зависит от характера местности и ориентиров, их количества на полетной карте. При визуальной ориентировке опора должна быть на характерные ориентиры.
Характерным можно считать ориентир, который по своим признакам резко отличается от близлежащих аналогичных ориентиров (особая конфигурация, наличие особого вида отличительных
элементов объекта, четко выделяющийся изгиб реки или дороги и т. п.).
Ориентиры подразделяются на линейные (дороги, реки, каналы, береговая черта и т. п.), площадные (отдельные лесные массивы, озера, населенные пункты и др.) и точечные (перекрестки дорог, мосты, мелкие населенные пункты, светомая — ки, вершины гор и Т. П.).
При сличении ориентиры различают по их признакам, основными из которых являются: размеры и конфигурация (форма); направление, взаимное расположение или комбинация; контрастность (окраска). Кроме основных могут использоваться дополнительные признаки^ облегчающие распознавание похожих ориентиров. К ним можно отнести тип, количество и направление дорог, подходящих к населенному пункту, взаимное расположение ориентиров (на каком берегу реки расположен пункт, где проходит линия электропередач и т. п.), наличие выделяющихся элементов объекта (водонапорная башня, заводская труба, пруд и др.). В некоторых случаях отдельные основные признаки ориентиров могут стать неосновными, и наоборот.
Отличительные признаки ориентиров облегчают их опознавание; чтобы успешно вести визуальную ориентировку, эти признаки следует знать. При наблюдении с воздуха различные ориентиры выглядят по-разному.
Большие, средние реки и озера хорошо видны по отблеску воды, затемненному фону и, как правило, наличию вдоль берегов деревьев и кустарников. Вдоль рек располагается больше населенных пунктов, реки имеют характерные изгибы.
Шоссейные дороги имеют в сухую погоду светло-серый цвет, отличаются прямолинейностью, но повороты могут иметь крутые, ночью особенно хорошо заметны при интенсивном движении по ним автотранспорта с включенными фарами и слабо различимы при их маскировке.
Грунтовые дороги улучшенные, если их не очень много, являются хорошими ориентирами, обычно они соединяют крупные и средние населенные пункты; различие в направлениях подхода к ним и количество дорог позволяют быстрее различать населенные пункты.
Проселочные дороги, соединяющие мелкие населенные пункты, могут менять свои направления, использовать их надо осторожно или вовсе пс использовать.
Железные дороги на фоне местности выделяются своими правильными линиями с плавными закруглениями на поворотах. Зимой выделяются особенно резко, за исключением дней со снегопадами. В лесных районах при пересечении их под углом, близким к 90°, из-за короткого времени наблюдения трудно проследить их пролет. В ночное время движение на электрифицированных дорогах хорошо видно по вспышкам при неплотном касании токоприемников, на неэлектрифицированных железных дорогах можно заметить лишь освещенные станции и огни тепловозов.
Населенные пункты. Крупные населенные пункты наблюдаются с больших расстояний вначале по дымам и дымке над ними, затем проявляются затемненные площади, выделяющиеся на общем фоне местности. Отличаются один от другого по наличию характерных сооружений, количеству и направлению подходящих к ним рек, шоссейных и железных дорог. С малых и предельно малых высот удается просматривать, как правило, отличительные особенности пункта только со стороны подхода к нему, что затрудняет опознавание. Ночью, при отсутствии затемнения, крупные населенные пункты видны по зареву огней. Средние населенные пункты на общем фоне местности различаются по конфигурации и окраске, отличной от общего фона местности, а также по линейным ориентирам. Опознаются по направлениям и количеству подходящих к ним дорог и рек, размерам и конфигурации. В зимнее время выделяются в виде серых пятен на белом фоне. Мелкие населенные пункты (хутора, деревни, поселки, аулы, разъезды и т. п.) различаются между собой направлением улиц, стороной расположения относительно других объектов, при их густоте— взаимным расположением. В пересеченной местности часто сливаются с общим фоном.
Леса в лесостепных районах на местности выделяются более темными пятнами, особенно хвойные. Опознаются по контурам, которые могут служить надежными линейными ориентирами. В зимнее время видны лучше, чем летом. Над сибирской тайгой и большими лесными массивами, когда лес является фоном, ориентировка на малых высотах сильно затруднена, так как ориентиры видны очень короткое время (только при пролете над ними), в остальное время они экранируются лесом.
Рельеф местности облегчает экипажам ведение визуальной ориентировки: используются характерные овраги, балки, отдельные холмы, особенно имеющие тригонометрические вышки, а в горной местности — долины и отдельные вершины гор. Элементы рельефа используются и как дополнительные признаки при опознавании ориентиров.
Наиболее часто при опознавании местности допускаются ошибки, когда летчик желаемые отдельные признаки ориентиров принимает за действительные. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо использовать несколько признаков ориентиров — Так, например, два населенных пункта по своей конфигурации аналогичны, расположены вдоль реки, направление шоссейных дорог совпадает (рис. 6.3). И только дополнительный признак — наличие моста у одного из них — позволяет различить эти пункты. Умение летчика различать признаки ориентиров облегчает опознавание местности и ориентиров. Ориентир считается опознанным, если путем сопоставления основных его признаков и взаимного расположения других ориентиров вид объекта, изображенного на карте, совпадает с фактическим его видом на местности и если совпадает расположение близлежащих ориентиров. Полеты па вертолетах выполняются в основном на малых и предельно малых высотах. Радиус обзора местности с этих высот несколько ограничен, зато видны детали объектов — опознавание осуществляется с использованием этих деталей, характерных ориентиров, элементов рельефа и т. п.
Достаточно полные сведения об объектах на земной поверхности и их деталях дают карты масштаба 1 : 200 000 и 1 : 500 000. Большинство ориентиров на них (населенные пункты, озера, участки леса, отдельные строения, элементы рельефа и т. д.) изображены масштабными знаками, поэтому эти карты широко применяются при ведении визуальной ориентировки. На ее ведение и опоз-
Рис. 6.3. Использование деталей ориентиров при ориентировке |
навание ориентиров влияют: время года и суток, прозрачность атмосферы; фон местности, количество характерных и однородных ориентиров; масштаб и качество карты, скорость и высота полета; навыки летчика в ведении визуальной ориентировки, его умение определять район местонахождения; опыт в выборе ориентиров и их признаков, которые проще всего позволят опознать наблюдаемую местность; знание района полетов; точность следования вертолета по ЛЗП; условия обзора с рабочего места.