МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАЕКТОРИИ

§ 1. ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА

Подпись: Фиг. 12. 1. Вычисление расстояния от объекта до ИФК

Принципиально простейшим прибором для регистрации траектории самолета является теневая камера (камера — обскура). Она представляет собой темную камеру с отверстием в одной из стенок и координатной сеткой на противоположной стенке, на которой проектируется изображение летящего само­лета. Отмечая тем или иным способом в каждый момент вре­мени положение изображения, можно получить проекцию траек­тории на стенку.

На этом принципе устроена измерительная фото­камера (ИФК), в которой изображение самолета фикси­руется через короткие промежутки времени на фотопленку. Одновременно с изображением самолета снимается секундомер, что позволяет знать время в каждой точке траектории *.

Если движение самолета относительно камеры совершается таким образом, что некоторая характерная длина на самолете (размах крыльев, длина фюзеляжа, расстояние между коле­сами и т. д.) параллельна плоскости пленки, то из подобия

Подпись: U і треугольников (фиг. 12. 1) легко получим г—

где г—расстояние от самолета до объектива; / — фокусное расстояние камеры;

1 Конструкция первой в СССР ИФК была осуществлена Д. С. Зосимом и А. П. Павленко.

L — характеристическая длина самолета;

I — длина изображения.

Величины L и / известны заранее. Измерив на пленке длину /, определяют расстояние г.

Если взятый отрезок длиной L не остается параллельным плоскости фотопленки, расчет осложняется. Вообще говоря, можно измерить три взаимно-перпендикулярные характерные длины на самолете и получить по фотоснимкам расчетом угло­вые перемещения самолета, а затем и расстояния г. Таким об­разом в принципе возможно путем фотографирования получить не только траекторию, но и угловые перемещения самолета; однако практически это невозможно: либо нельзя точно опреде­лить на фотографии все три длины, либо расчеты получаются очень неточными. По этой причине метод измерительной фото­камеры получил очень ограниченное применение— почти исклю­чительно для изучения взлета и посадки. Подробности применения ИФК для этой цели будут изложены в гл. XV.