Общая характеристика навигационного. комплекса вертолета
Навигационный комплекс вертолета состоит из следующих элементов:
— датчиков навигационной информации;
— вычислительного устройства;
— программного (запоминающего) устройства;
— устройств управления, индикации и сигнализации.
Датчики навигационной информации предназначены для счисления пути и коррекции счисленных координат вертолета.
Для счисления пути используются системы воздушных сигналов, доплеровские измерители скорости и сноса, курсовые системы и инерциальные системы навигации. Коррекция счисленных координат может выполняться с помощью бортовой радиолокационной станции, радиотехнической системы ближней навигации, радиотехнической системы дальней навигации и визуально.
Вычислительные устройства служат для обработки навигационной информации, получаемой от датчиков. Они могут быть непрерывного и дискретного действия. К первым из них относятся аналоговые вычислители, а ко вторым — бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ).
В аналоговые ВУ непрерывно подаются различные переменные навигационные величины, полученные от датчиков навигационной информации. С этими величинами выполняются определенные математические операции в зависимости от вида решаемых навигационных задач- Результаты вычислений соответствуют текущему моменту времени. В аналоговом ВУ каждый элемент используется для реализации только одной математической операции. С усложнением навигационной задачи число элементов уве-
12 Зак. 3270дсп
личивается, а вместе с этим снижаются точность и надежность работы ВУ. Следовательно, приходится упрощать решение навигационных задач, что в свою очередь дополнительно снижает результаты вычислений. В силу этого использование аналоговых ВУ в навигационных комплексах ограничено.
БЦВМ имеют преимущества по сравнению с аналоговыми ВУ: позволяют реализовать большое количество не только вычислительных, но и логических операций; обладают практически неограниченной точностью, имеют большую оперативную память; ими удобно осуществлять связь с индикаторами; возможен автоматический контроль работы самого вычислителя. Однако дискретность действия БЦВМ не позволяет получать результаты решения той или иной задачи в произвольный момент времени.
В состав БЦВМ входят:
— арифметическое устройство для выполнения арифметических или логических операций;
— запоминающее устройство, представляющее программы решения навигационных задач;
— устройство ввода навигационной информации и вывода результатов вычисления;
— устройство управления, связывающее все функциональные элементы БЦВМ;
1— пульт управления БЦВМ.
Программные устройства формируют и вводят в память ВУ информацию заданного пространственного движения вертолета и параметров наземных средств коррекции. Эти устройства с аналоговым вычислителем имеют небольшой объем программы по сравнению с программными устройствами на базе БЦВМ.
Устройства управления, индикации и сигнализации обеспечивают экипажу управление навигационным комплексом в процессе подготовки и выполнения полета. К ним относятся:
— пульты управления датчиков навигационной информации и вычислительного устройства;
— индикаторные приборы датчиков и всего комплекса;
— устройства сигнализации на пультах датчиков, навигационного комплекса и на приборных панелях летчика и штурмана.
Решение навигационных задач, в том числе и счисление пути в навигационных комплексах, осуществляется в системе координат, которая определяется типом вычислительного устройства
нкв.
Ъ НКВ с аналоговым ВУ счисление пути может осуществляться как в общей ортодромической, так и в частно-ортодромической системе координат. Положение осей общей ортодромической (ОХ, OY) и частно-ортодромической (ОД*, ОДг) систем координат для одного и того же маршрута показано на рис. 10.4.
В общей ортодромической системе координат используется одна ортодромия (общая главная ортодромия) для района полета. В частно-ортодромической системе координат ортодромия строится для каждого участка маршрута.
При использовании ортодромической системы можно пренебречь сферичностью Земли в пределах ограниченной полосы (±1000 км) относительно главной ортодромии и все вычисления в аналоговом ВУ НКВ выполнять по формулам прямолинейной тригонометрии.
В НКВ с БЦВМ используются две системы координат: частно- ортодромическая, в которой каждый этап маршрута принимается за главную ортодромию, и геодезическая.
В частно-ортодромической системе координат решаются все навигационные задачи по упрощенным математическим зависимостям и легко может быть реализован маршрутный способ вывода вертолета в заданную точку.
Рис. 10.4. Общая ортодромическая и частно-ортодромическая система координат на плоскости |
При использовании в НКВ геодезической системы координат определение и ввод исходных данных в БЦВМ и выдача результатов счисления текущих координат вертолета производится в этой же системе координат, в результате чего исключается необходимость выполнения дополнительных расчетов и графических работ.
При необходимости перерасчет координат из одной системы в другую может производиться с помощью БЦВМ.
В НКВ с БЦВМ курсы и путевые углы измеряются от опорного ,меридиана, в качестве которого может быть выбран истинный меридиан ИПМ, или от аэродрома взлета.
Объем и сложность решаемых навигационным комплексом задач, количество вычисляемых параметров управления и степень автоматизации процесса управления определяются предназначением вертолета и решаемыми задачами.
В состав навигационного комплекса с аналоговым ВУ (рис. 10.5), устанавливаемого на боевые вертолеты, входят:
— доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС);
— курсовая система (КС);
— малогабаритная гировертикаль (МГВ);
— датчик воздушной скорости (ДВС);
Рис. 10.5. Функциональная схема навигационного комплекса боевого вертолета |
— радиовысотомер (РВ);
— вычислитель координат;
— индикаторы курса, висения, угла сноса и путевой скорости;
— .цифровой и картографический индикаторы координат;
— пульт контроля.
Совместная работа указанных элементов обеспечивает:
— автоматическое счисление и индикацию текущих координат вертолета в общей или частно-ортодромической системе координат;
— периодическую ручную коррекцию счисленных координат по результатам визуального определения координат вертолета;
— определение и индикацию навигационных элементов полета: курса, скорости, угла сноса и др.;
к пкв
Рис. 10.6. Блок-схема навигационного комплекса тяжелого вертолета с аналоговым вычислителем |
— выход вертолета в заданную точку при ручном управлении и использовании счисленных координат вертолета.
При совместной работе НК и системы автоматического управления обеспечивается:
— полуавтоматическое и ручное управление вертолетом при полете по маршруту и выходе на цель в режиме «Маршрут»;
— стабилизация заданного путевого угла на этапе маршрута; ‘
— висение и управление движением вертолета относительно точки зависания при отсутствии видимости земли в режиме «Висение».
В состав НК тяжелых транспортных вертолетов входят (рис. 10.6): ДИСС, КС, МГВ, система воздушных сигналов или отдельный датчик воздушной скорости, РВ, бортовая радиолокаци-
онная станция (БРЛС), радионавигационная система ближней навигации (РСБН), преобразователи и вычислители координат, индикаторы, органы управления и контроля. Может быть установлена и радионавигационная система дальней навигации (РСДН).
Такой навигационный комплекс позволяет:
— счислять и индицировать координаты вертолета одновременно в общей и частно-ортодромической системе координат;
— периодически или непрерывно определять координаты вертолета с помощью РСБН или РСДН и выполнять коррекцию счисленных координат;
— определять и индицировать навигационные элементы полета.
При работе НКВ с пилотажным комплексом (ПКВ), который получает еще и дополнительную информацию от систем посадки (СП), системы внешней подвески груза (СВГ) и др., образуется единая система навигации и управления вертолетом.
Эта система обеспечивает:
— полуавтоматическое (директорное) и ручное управление вертолетом при полете по маршруту, выходе на цель, вертикальном снижении до высоты принятия решения и висении;
— автоматический (траекторный) полет с огибанием рельефа;
‘— автоматическую стабилизацию режима полета (скорости,
высоты, ЗПУ);
— автоматическое гашение колебаний груза на внешней подвеске;
— выдачу директорных сигналов на пилотажные приборы в режимах «Висение», «Маршрут», «Высота» и «Посадка»;
— контроль работы как отдельных элементов, так и всего комплекса в целом.
При установке на вертолет программного устройства на базе аналогового ВУ, вводе в него координат заданных точек и точек радиолокационной коррекции возможны:
— вычисление параметров управления для выхода вертолета в заданные точки путевым способом и подача их для индикации на іприборьі, а при связи вычислителя с САУ — автоматизация полета;
— полуавтоматическая радиолокационная коррекция счисленных координат.
При оснащении НКВ бортовой цифровой вычислительной машиной возможна установка на вертолет вместо курсовой системы, ДИСС и МГВ инерциальной навигационной системы.
БЦВМ в навигационном комплексе решает следующие задачи:
— запоминает координаты всех основных точек маршрута, аэродромов, схемы захода на посадку, константы, необходимые при расчетах в полете;
— рассчитывает и запоминает параметры ЛЗП, рассчитывает ортодромические координаты радионавигационных средств, используемых для коррекции;
— непрерывно счисляет текущие координаты вертолета;
— выполняет расчеты для коррекции счисленных координат вертолета по данным РСБН, РСДН;
— вырабатывает сигналы для ручного, полуавтоматического и автоматического управления вертолетом при полете по маршруту, выходе на цель (площадку десантирования) и другие заданные точки маршрутным способом, а также при полете с огибанием рельефа, вертикальном снижении и заходе на посадку;
— контролирует исправность работы отдельных элементов и комплекса в целом.
Следовательно, БЦВМ выполняет не только вычислительные функции, но и функции управления.
Исходными данными, вводимыми экипажем в память БЦВМ (программное устройство), являются координаты основных точек маршрута, номера и координаты радиомаяков РСБН, баз РСДН, данные для выполнения вертикального и предпосадочного маневров.