Цели и задачи автоматизированной системы управления безопасностью полетов

Система управления безопасностью полетов является целенаправлен­ной системой. Детализацию множества целей целесообразно осуществ­лять на основе построения графа (дерева ) целей системы. Цели рассмат­риваются как желаемые состояния ее выходов. В результате образует­ся иерархическое дерево целей системы, представляющее связанный граф, вершины которого интерпретируют цели, а дуги — связи между ними. При детализации вершины графа целей должны соответствовать принятой декомпозиции авиационной транспортной системы (АТС). Декомпозиция задач должна быть адекватной декомпозиции целей.

Произведем детализацию целей для случая декомпозиции АТС, представленной на рис. 7. Здесь АТС представлена двумя компонен­тами: АЭС и СПАС (системой предотвращения аварийных ситуаций).

Главная цель ГА — исключить в ГА авиационные происшествия. Как желаемый результат функционирования АТС это достигается за счет надежности АЭС и эффективности СПАС. При практических реа­лизациях поставленных целей необходимо оперировать с заданными уровнями БП. Если главную цель ГА формировать как обеспечение заданного уровня БП, то на первом уровне детализации она деком­позируется на две подцели: обеспечить заданный уровень надежности работы АЭС и заданный уровень эффективности СПАС. При определе­нии задач, отвечающих поставленным целям, для достижения главной цели можно варьировать значениями надежности АЭС и эффективности СПАС, которые необходимо обеспечить.

АТС

Цели и задачи автоматизированной системы управления безопасностью полетов

Рис. 7. Декомпозиция целей, адекватная декомпозиции АТС:

1, 2, 3 — уровни; СПАС — система предотвращения аварийных ситуаций; ОС — организационные системы; ТС — технические системы; ЛС — летная служба;

НС — наземные службы; АТ — авиационная техника; НТ — наземная техника

На втором уровне детализации АЭС декомпозируется на организа­ционные системы (ОС) и технические системы (ТС). СПАС соответст­венно декомпозируется на СПАС при отказах ОС и СПАС при отказах ТС. Целями и задачами этого уровня являются достижение и обеспече­ние заданных уровней надежности ОС и ТС, а также эффективности СПАС ОС и СПАС ТС.

На третьем уровне детализации декомпозируется ОС: на летную службу (ЛС) и наземные службы (НС); ТС на авиационную технику (АТ) и наземную технику (НТ); СПАС ОС на СПАС при недостатках в работе ЛС и НС; СПАС ТС на СПАС при отказах АТ и НТ. Соответст­венно целями и задачами этого уровня являются достижение и обеспе­чение заданных уровней надежности работы указанных выше служб и систем, а также эффективности указанных выше СПАС.

При дальнейшей детализации такой симметрии, очевидно, не будет, так как должен осуществляться переход к конкретным элементам служб и систем. Так, летная служба декомпозируется на членов экипа­жа, наземные службы включают более крупные компоненты: НАС,

УВД и др. Соответственно СПАС будут декомпозироваться по ана­логичным компонентам АЭС. Для типовых элементов систем, блоков, агрегатов целесообразно переходить на понятия СОБ, которые пред­назначены для предотвращения аварийных последствий отказов и сбоев в работе тех или иных элементов, блоков, агрегатов. Комплекс СОБ представляет собой СПАС системы, детализированной на высших уровнях. Целями и соответственно задачами будут достижение и обес­печение заданных уровней надежности элементов, блоков, агрегатов и эффективности СОБ при их отказах и сбоях.

Каждой цели должны соответствовать одна или несколько задач принятия решений, включающих операции учета, анализа и контроля.

В соответствии с руководящими документами ГА решение глав­ной задачи достигается при условии целеустремленной политико-вос­питательной работы командиров и политработников с экипажами и лич­ным составом, обеспечивающим полеты, а также высокой дисципли­нированности и личной ответственности каждого работника ГА за ка­чество принятия решений, которое обусловлено:

оперативным получением необходимой информации и разработ­кой мероприятий по безопасности полетов;

внедрением эффективности мероприятий, направленных на повыше­ние уровня безопасности полетов;

контролем исполнения и оценкой эффективности внедренных меро­приятий.

Для оперативности управления необходимо обеспечить оператив­ный сбор информации по БП и оперативную ее обработку.

Для. внедрения эффективных мероприятий необходимо обеспе­чить выполнение априорной оценки надежности АЭС и эффективнос­ти СПАС.

Для контроля выполнения и оценки эффективности мероприя­тий необходимо обеспечить сбор и учет проводимых мероприятий, сбор данных о их выполнении. Нетрудно видеть, что в современных условиях процессы учета и обработки информации, необходимые для решения рассмотренных задач, обеспечивающих достижение целей управ­ления, целесообразно осуществлять с широким использованием ЭВМ и каналов связи, т. е. информационно-вычислительной сети ГА. При этом необходимо:

разработать и внедрить методы сбора, передачи и ввода в ЭВМ ин­формации по БП;

разработать и внедрить технологию оперативного информирования пользователей о состоянии БП;

реализовать на ЭВМ алгоритмы априорной оценки надежности АЭС и эффективности СБП;

разработать методы сбора, передачи и ввода в ЭВМ мероприятий по БП;

разработать и реализовать на ЭВМ методы контроля выполнения и оценки эффективности мероприятий по БП.

В результате использования ИВС существующая система управления безопасностью полетов становится автоматизированной. Такая автома­тизированная система получила название АСУ ’’Безопасность”. Посколь-

ку она создается на всех иерархических уровнях ГА, то ее называют многоуровневой — МАСУ ’’Безопасность”.