Противообледенительные жидкости (ПОЖ) и их свойства

В настоящее время во всём мире действуют максимально гармонизированные друг с другом правила применения и система сертификации ПОЖ, что позволяет посредством этих правил определять пригодность применения той или иной жидкости для ВС любого типа и принадлежности.

Во-первых создана международная сеть сертификационных центров ПОЖ, которую признают большинство из стран — членов ИКАО. В РФ кроме международной сертификации (которая необходима для признания данной ПОЖ зарубежными эксплуатантами). ГОСНИИ ГА один раз в 2 года проводит испытания всех заявленных к применению типов ПОЖ и ежегодно Росавиацией издаётся «Перечень «ПОЖ, разрешённых к применению на ВС ГА согласованный с ведущими КБ РФ.

Во-вторых экспериментально выяснено, что сама ПОЖ, если она обладает повышенным сцеплением с поверхностью крыла и не сдувается набегающим потоком до отрыва ВС от земли, сама может ухудшать качество крыла и значительно снижать Су. Это свойство-сдуваться с крыла на определённой скорости разбега ВС названо «аэродинамической пригодностью ПОЖ» и поэтому признаку они делятся на 2 класса

ПОЖ с VR > 185 км/ч.

ПОЖ с Vr > 120км/ч.

где VR — скорость отрыва передней ноги шасси

В третьих принята единая классификация ПОЖ, которая предусматривает их деление на IV типа:

Тип I — льдоудалители с минимальным временем защиты

Тип II — более загущенная ПОЖ, служащая как предохранительная от повторного льдообразования с большим временем защиты

Тип IV — ПОЖ с мощным загустителем в пределах аэродинамической пригодности с максимальным временем защиты.

Тип III — ПОЖ для низкоскоростных ВС с VR = 120км/ч.(используется разбавленный водой тип I)

В частности на 2011 -2012 гг. указанием Росавиации № 4.03-508 от 27.10.2011

разрешено применение следующих ПОЖ

I

Наименование

Тип ПОЖ

Vr

Поставщик и производитель ПОЖ

Арктика ДГ

I

185

ООО НПП «Арктон» (Россия — Нижнекамск)

«Safewing EG I»

I

185

ОАО «Техинформ (Россия)

«Oktaflo EG »

I

185

ЗАО «Октафлюид» (Россия Москва)

«FCY-ІА»

I

185

Изготовитель — КНР Поставщик ООО «Хайтек сервис» (Россия)

«Safewing MP — II FLIAT»

I

185

"Clariant Produkte Deutschland GmbH" (Германия)

«Maxflight -04»

II

185

ЗАО "ОКТАФЛЮИД" (Россия)

Safewing MP IV LAUNCH

IV

185

"Clariant Produkte Deutschland GmbH" (Германия)

В четвёртых для однотипной оценки и сравнения защитных свойств (времени защиты от повторного обледенения) вводится нормирование погодных условий, при которых определяется защитное время действия ПОЖ.

С небольшими изменениями и дополнениями эти нормы погодных условий используют все поставщики ПОЖ.

Ряд факторов приводит к снижению защитного времени ПОЖ. Это — осадки разной интенсивности, разбавляющие концентрации ПОЖ на крыле и смывающие её с крыла.

— сильный ветер (сдувает слой ПОЖ)

— газовая струя от соседних ВС при их запуске и движении.

Соответственно защитное время действия ПОЖ даётся при следующих видах осадков с указанием пределов температур наружного воздуха в виде таблицы:

-иней

-переохлаждённый туман

— снег (может делиться на слабый, умеренный и обильный)

-замерзающая морось

-переохлаждённый дождь — дождь на переохлаждённом крыле

-иные осадки при которых время защиты не нормировано

Каждый производитель ПОЖ даёт свою таблицу, но, поскольку они идентичны, то их можно сравнивать при эксплуатации разных ПОЖ.

И наконец каждая ПОЖ имеет свою температуру замерзания. Естественно, что область применения её по температуре наружного воздуха ограничена какой-то температурой, ниже точки замерзания. Разница между температурой замерзания ПОЖ и минимальной температурой её применения называется «температурным запасом». Температурный запас для ПОЖ типа I принят в 100 С, а для типов II — V В 70 С. Применение разбавленных водой ПОЖ (25% воды и 75% ПОЖ или 50% воды и 50% ПОЖ) приводит к уменьшению предельной температуры применения, которой устанавливается производителем и подтверждаются сертификационными центрами.

Кроме того, вследствие наличия в ПОЖ типа IV мощного загустителя в процессе высыхания на обработанной поверхности остаётся сухой остаток, имеющий свойство при повторном намокании или обработка разбухать, превращаясь в гелеобразное желе. При этом попадание такой «гели» в карманы и несквозные углубления и их накопление там может вызвать ограничения диапазона перемещения подвижных элементов механизации крыла и рулей, что недопустимо.

Поэтому в технологии обработки ПОЖ типа IV внесены некоторые ограничения.

Так, если требуется из-за задержки ВС повторная обработка, то перед применением повторно ПОЖ типа IV необходимо смыть остатки старой ПОЖ либо горячей водой (tHB < — 3°), либо ПОЖ типа 1. То же делается при обнаружении на ВС перед обработкой сухого остатка или гели.