СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Экономическая разведка представляет собой систему, состоя­щую из организационных структур, занимающихся вопросами сбо­ра, проверки (верификации), обработки и анализа данных по раз­личным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятия с дальнейшим использованием полученной информации для реше­ния конкретных задач его хозяйственной деятельности [56].

В условиях рыночной экономики предприятие не может эффек­тивно работать без глубокого понимания её движущих сил и без знаний новейшей информации о том, что же происходит в занимае­мом им сегменте рынка. При этом в обязательном порядке надо учи­тывать, что имеющиеся у предприятия возможности, диктуемые ок­ружающей средой и определяемые балансом интересов различных сообществ, группировок и отдельных личностей, зачастую вытекают не из логики событий, а из эмоций, личных симпатий и антипатий.

Подразделение экономической разведки предприятия, вклю­чая функционирующие аэропорты, является структурным подразде­лением, на которое возложены задачи единого, в рамках хозяйст­вующего субъекта, информационного центра. К задачам информационного центра относится:

■ обработка и анализ поступающей в подразделение информа­ции;

■ прогнозирование дальнейших событий в перспективе;

■ своевременная выдача аналитической информации, обеспе­чивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим для интересов предприятия вопросам.

Можно кратко сформулировать основные предпосылки необхо­димости создания системы экономической разведки на современном российском предприятии:

• Политическая, экономическая и социальная обстановки в нашей стране меняются так резко, что неформальных средств на­блюдения за средой окружения становится недостаточно. Поэтому для адекватного реагирования руководства предприятия на воздей­ствие среды окружения и принятия решения, направленного на обеспечение успеха в конкурентной борьбе, предприятию необхо­дима стройная и эффективная система экономической разведки.

• Ориентация экономической разведки на качественное ин­формационное обеспечение руководства предприятия, конкретных лиц, принимающих управленческие решения.

• Снабжение лиц, принимающих управленческие решения, та­кой информацией, которая позволяла бы выбирать наиболее опти­мальный вариант решения стоящей перед предприятием проблемы из большого числа поступающих данных, собранных подразделени­ем экономической разведки.

• Целенаправленный сбор общедоступной информации из раз­личных открытых источников, многие из которых, на первый взгляд, могут показаться бесполезными, с последующим сравнением и ана­лизом. Такая собранная информация очень часто позволяет своевре­менно принимать важные, незаметные при поверхностном подходе, решения.

• Легитимная работа подразделения экономической разведки, исключающая обращения к незаконным и неэтичным методам сбора интересующей руководство предприятия информации.

• Организация системы экономической контрразведки пред­приятия, исходя из предположения, что конкуренты также могут иметь разведывательные органы и, при необходимости, могут при­бегнуть, но уже к незаконным способам получения интересующей их информации, поэтому руководству предприятия необходимо при рассмотрении возможной модели реализации системы экономиче­ской разведки на предприятии учитывать то, что масштабы и коли­чество привлекаемых на её создание и эксплуатацию средств во многом определяется финансовыми возможностями самого пред­приятия и рамками стоящих перед ним задач в области экономиче­ской разведки.