ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Существует несколько основных принципов планирования разве­дывательной деятельности в экономике, основанных на определении:

• Цели проведения разведывательной деятельности.

• Потребности субъекта экономической деятельности в ин­формации для достижения этих целей.

• Источников получения необходимой информации.

Для продуктивного ведения хозяйственной деятельности руково­дству предприятия требуется принимать разноуровневые решения, информационную поддержку которых обеспечивает система эконо­мической разведки.

Управление любой организацией включает как минимум два уровня управления:

■ текущей деятельностью;

■ стратегическим развитием.

Результаты принятых решений по выделенным вопросам прояв­ляются по-разному: текущие в самое ближайшее время, стратегиче­ские в будущем.

При этом следует отметить, что характер информации для каждо­го уровня принимаемых решений будет значительно различаться. В связи с этим работу подразделения экономической разведки пред­приятия целесообразно разделить на две составляющие.

Стратегическая (макроэкономическая) составляющая эконо­мической разведки — сбор и анализ стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т. д., ко­торые могут оказать какое-либо влияние (позитивное или негатив­ное) на развитие предприятия.

Цель стратегического уровня принятия решения (открытие ново­го производства, внедрение на рынок нового товара или услуги и т. п.) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения формируют потребность сориентиро­ваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, т. е. разглядеть ещё не заполненные конкурентами рыночные ниши.

К сожалению, в нашей стране руководители предприятий страте­гическому управлению уделяют незаслуженно мало времени. Более того, по данным агентства «Пентарекс» на работу против активизи­рованных рисков (преодоление внезапных сбоев дела, утряску раз­личных неувязок и неожиданных осложнений) ежедневно затрачи­вается до 96 % рабочего времени [57].

Это тормозит экономическое развитие предприятия, а серьезный бизнес рассчитан на долгие годы, и то, к чему предприятие подойдет в своём развитии через пять-десять лет, необходимо не только пла­нировать, но и скрупулёзно просчитывать заранее.

Какие политические объединения поддерживать, а какие не стоит?

В каких громких делах участвовать, а от каких желательно дер­жаться подальше, несмотря на всю их внешнюю привлекательность?

Информацию к размышлению для ответов на эти важные вопро­сы, стоящие перед руководством предприятия, и должна дать стра­тегическая составляющая экономической разведки.

Оперативно-тактическая (микроэкономическая) составляю­щая экономической разведки заключается в сборе и анализе опе­ративно-тактической информации для принятия руководством обос­нованных решений по текущим проблемам предприятия.

Цель оперативно-тактического уровня принятия решения (строи­тельство или приобретение здания под новый цех, обучение персо­нала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги), зная направление дальнейшего развития, выбрать оптимальный путь его достижения и минимизировать затраты движения по этому пути.

Цели разведывательной деятельности жёстко структурированы. Каждая цель предопределяется целью высшего порядка, оставаясь при этом автономной по характеру своих потребностей и источни­ков информации. Так, после стратегической цели определение на­правления следует оперативно-тактическая цель: выбор наилучшего пути развития и продвижение по нему вперёд [58].

Предварительное планирование разведывательной деятельности необходимо ещё и потому, чтобы в будущем не утонуть в потоках накапливаемой информации.

Каждое предприятие имеет собственную специфику, и та инфор­мация, которая для одного предприятия является жизненно необхо­димой, для другого — бесполезный информационный шум.

Целесообразность сбора информации следует рассматривать в разрезе её необходимости для воздействия на среду окружения с це­лью получения конкретным предприятием максимальной прибыли.

Однако и необходимая информация может поступать в таком ко­личестве, что для переработки ее потребуется отвлечение большого числа штатных сотрудников и больших временных затрат. Поэтому эффективный доступ к имеющейся разведывательной информации должен строиться на новых информационных технологиях, позво­ляющих создавать компьютерные банки данных для хранения и об­работки накапливаемых информационных массивов, но обеспечивая информационную безопасность таких банков.

Создание системы «электронной почты», связывающей различ­ные подразделения предприятия, решит проблему своевременного распространения открытых (несекретных) информационных доку­ментов.