Автоматизация поиска отказов

Как уже отмечалось, для обеспечения требуемой готовнос­ти авиационной техники очень важно не только проверить ее работоспособность в заданное время, но и найти место отказа за это время. На поиск отказавшего элемента в слож­ных системах затрачивается много времени, а поэтому сокра­щение таких функциональных простоев за счет автоматизиро­ванного поиска может значительно повысить уровень готов­ности авиационной техники. Кроме того, при автоматизирован­ном поиске можно обойтись силами сравнительно малоквали­фицированных операторов.

Определение места отказа может производиться с по­мощью систем автоматизированного контроля двумя различ­ными способами. Первый способ заключается в том, что про­верка работоспособности объекта контроля и поиск происхо­дят одновременно — одной операцией. Примером использо­вания этого способа может служить рассмотренный поиск от­казов, вызывающих нарушение нормального соотношения ко­личества воздуха и топлива на первом этапе запуска ТРД (см. рис. 6.15). Снижение темпа роста оборотов может иметь место на 1,6; 1,9; 4,1; 7,1; 12; 6 сек времени, прошедшего с момента нажатия на кнопку запуска. Соответственно в каждый из перчислеииых моментов вступают в работу клапа­ны перепуска воздуха, контакторы К-,, А2> КП, /СЯ2, реле ОШ и сопротивление Rm. Следовательно, если отказал один из этих элементов, то внешний признак ненормальной работы системы запуска начнет проявляться в виде снижения темпа нарастания оборотов именно в момент, когда должен был вступить, в работу отказавший элемент. В системе автомати­ческого контроля датчики улавливают момент проявления это­го признака и дают технику световой или звуковой сигнал о месте отказа. Например, загорается табло с надписью «Отка­зал контактор один» или оператор слышит фразу «Отказал контактор один», записанную и а магнитную ленту.

Улавливать признаки снижения темпа роста оборотов дви­гателя возможно только для автоматизированного контроля. По этому признаку можно прогнозировать появление призиа —

ка «холодное зависание» оборотив, который является после­дующей стадией развития признака снижения нормального роста оборотов. Таким образом, этот способ определения места отказа может быть использован и для прогнозирования надежности объекта контроля, что является одной из задач си­стем автоматизированного контроля.

Другой способ заключается в переключении системы авто­матизированного контроля на подпрограмму, заранее состав­ленную на случай получения отрицательного результата про­верки работоспособности объекта контроля. Примером исполь­зования этого способа может служить также поиск отказов, вызывающих нарушение нормального соотношения количест­ва воздуха и топлива иа втором и третьем этапах запуска (см. рис. 6.16), а также на режимах приемистости (см. рис. 6.17, 6.18), когда при наличии внешнего признака этого нарушения, проявляющегося р виде пом пажа (отрицательный результат проверки работоспособности), потребовалось прове­дение ряда поисковых проверок элементов функциональной группы с целью поиска среди них отказа или разрегулировки. Переход с программы проверки работоспобности объекта контроля на подпрограмму (подпрограммы) поиска неисправ­ных элементов при отрицательном результате проверки рабо­тоспособности объекта контроля (функциональной группы элементов) производится автоматически или с помощью тех­ника самолета, на которого возлагается переключение про­граммы проверки работоспособности на подпрограмму поиска.

Системы контроля, которые автоматически производят про­верку работоспособности объекта контроля (функциональной труппы), поиск отказавших элементов внутри объекта контро­ля (функциональной группы) и переключение программы про­верки работоспособности на подпрограмму поиска отказов называются системами автоматического контроля. Системы контроля, которые автоматически производят проверку рабо­тоспособности и поиск отказов, а переключение программы проверки работоспособности на подпрограмму поиска отка­зов производится техником самолета вручную, называются си­стемами автоматизированного контроля.

Из рассмотрения возможных способов автоматических проверок работоспособности и поиска отказов становится оче­видным, что системы автоматического (или автоматизирован­ного) контроля авиационной техники могу г быть разработаны только на основе тщательно проведенного исследования авиа­ционной техники как объекта эксплуатационного контроля.

Целью такого исследования является:

— функциональный анализ объекта контроля для уста­новления связей и взаимного влияния элементов внутри функ­циональных групп между собою;

— анализ’ причинно-следственных связей и учет влияния отклонений в значениях первичных воздействий на характе­ристики функциональных групп, агрегатов и элементов; оцен­ка этого влияния;

— анализ совокупности внешних признаков ненормальной работы объекта контроля (функциональных групп) и состав­ление перечня различных отказов и разрегулировок элементов объекта, которые могли бы вызвать такие внешние признаки;

— математическое описание внешних признаков ненор­мальной работы, используемых для диагностики технического состояния объекта контроля;

— определение числа контролируемых параметров и оцен­ка возможности непосредственного измерения определяющих параметров, имеющих диагностическую ценность; установле­ние косвенных показателей для контроля вместо определяю­щих параметров, если последние не могут быть непосредствен­но измерены автоматически из-за отсутствия соответствующих средств получения преобразования и передачи информации о техническом состоянии объекта и отдельных его элементов;

— определение состава операций по проверкам работоспо­собности объекта и его функциональных групп;

— определение мест контроля объекта и выбор датчиков, преобразователей, вычислительной машины и других средств автоматического получения, преобразования и передачи ин­формации о техническом состоянии объекта контроля;

— отработка оптимальных схем поиска отказавших эле­ментов внутри каждой из функциональных групп объекта контроля;

— отработка полной циклограммы (временной последова­тельности) проверки выбранных параметров для всех устано­вившихся и переходных режимов работы двигателя.