ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКА. К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ. В УСЛОЖНЕННЫХ УСЛОВИЯХ

5.1. Психологические аспекты подготовки к действиям
в особых случаях полета

Одной из задач подготовки летчика является сохранение йы — сокого уровня его профессиональных качеств при усложнении условий захода на посадку. Такие условия деятельности типич­ны для случаев, когда внезапно возникают неблагоприятные об­стоятельства, угрожающие безопасности полета, т. е. аварийная ситуация. Степень воздействия аварийной ситуации на Летчика, а следовательно, эффективность и надежность его действий опреде­ляются обстоятельствами возникновения и течения ситуации, ха­рактером поступающей к летчику информации, а также готовно­стью к действиям в усложненных и аварийных условиях. Причем различия в степени готовности летчиков успешно действовать в аварийной ситуации наиболее существенно проявляются при по­ступлении недостаточно определенной, ложной или противоречи­вой информации о случившемся. Различие времени опознания, на­пример, достигает двух порядков (от 3 до 300 с); субъективная оценка сложности ситуации может быть различной: от признания своего бессилия до мнения об абсолютной простоте действий. По­этому можно сделать вывод о’ связи особенностей поведения преж­де всего с особенностями подготовки каждого летчика. В понятие «подготовка» мы вкладываем широкий смысл, включаем весь прошлый опыт данного летчика.

В особых случаях в полете (аварийных ситуациях) инструк­ции предписывают строго фиксированный порядок операций. Ка­залось бы, что для действий в аварийных ситуациях необходимы и достаточны автоматизированные сенсомоторные навыки. Но по­пытки повысить надежность действий летчика в аварийной ситу­ации путем отработки только исполнительных действий противо­речат объективной психологической сущности этой ситуации.

Главное отличие аварийной ситуации от нормальных условий

полета не только в повышенной эмоциональной напряженности и сложности двигательных действий, но и в необходимости перестро­ить план действий, сформировать новый образ полета, регулиру­ющий действия. И это в условиях, когда привычные нейтральные раздражители — шум, вибрации, ускорение, усилия на органах управления — приобретают смысл сигналов. Каждый из них mos жет стать носителем важной информации о состоянии управля­емого объекта.

Процесс извлечения информации, сопоставления ее с ранее сформированным образом составляет содержание психической де­ятельности в аварийной ситуации, направленной на подготовку принятия решения. 0тот процесс протекает с большими затрудне-. ниями, если у летчика нет соответствующего образа полета, по­могающего идентифицировать нужные сигналы. Отсюда несвое­временные и ошибочные действия даже у опытных летчиков, впервые попавших в конкретную аварийную ситуацию.

Затруднения и ошибки — результат упрощенной тренировки, направленной преимущественно на отработку исполнительных движений. Цель — обучить распознаванию признаков аварийной ситуации, как правило, специально не ставится. Отрабатывается, доводится до совершенства лишь двигательный навык. Для успеш­ной работы в новых трудных условиях этого недостаточно. Необ­ходимо обучить летчика распознавать признаки конкретных ситу­аций.’ У летчиков, хорошо знакомых с признаками особых случа­ев в полете только теоретически, не может быть сформирован не­обходимый оперативный образ полета, который обеспечивает пра­вильность действий. Отсюда неспособность летчика сразу выде­лить и распознать признаки ситуации; в-результате—запоздалые и недостаточно результативные действия.

Даже самое подробное и правильное описание признаков на­ступления многих аварийных ситуаций не всегда обеспечивает их своевременное опознание в реальных условиях. Теоретически под­готовленный летчик не всегда может узнать поступивший сигнал, с которым он знаком только по описанию. В результате — отсроч­ка начала действий, ошибки. Если же такая ситуация осложня­ется дефицитом времени, то вероятность нарушения безопасности полета очень велика. ,

В летной практике немало примеров, показывающих, что не­обходимые для успешных действий в аварийных, ситуациях каче­ства формируются по мере приобретения опыта действий в ана­логичных ситуациях. Однако нельзя полагаться на стихийное формирование таких качеств. Необходимо целенаправленно фор­мировать на земле и в воздухе готовность летчика к действиям в сложной обстановке. Следует иметь в виду разницу между уровнями подготовки летчика к действиям в обычных условиях, с одной стороны, и в аварийных — с другой.

Психологами неоднократно подчеркивалась специфичность тех качеств, которые проявляются в аварийных ситуациях, а также их отличие от качеств, проявляющихся в обычных условиях деятель — т

ности. Успешность действий в аварийных ситуациях определяется способностью летчика к быстрой оценке альтернатив, выделению существенных признаков, неосознаваемому выбору значимых сиг­налов. Затруднения в действиях связаны с формированием при обучении стандартйзированного характера. мышления, с чрезмер­ной автоматизацией навыка. Заранее заученные сенсомоторные акты могут сыграть свою положительную роль только после за­вершения умственных процессов, направленных на решение вне­запно возникшей задачи, на определение причины и смысла слу­чившегося.

Многочисленные летные исследования показали, что именно ум­ственные процессы занимают подавляющую часть времени, за­трачиваемого на ликвидацию аварийной ситуации, так как боль­шинство признаков конкретной ситуации одновременно могут быть признаками ряда других ситуаций. Например, при отказе бустера элеронов, автомата регулирования управления (АРУ) воз­никают сходные воздействия на самолет и сходные неинструмен­тальные сигналы. Но действия летчика при этом должны быть разными. При возникновении пожара или отказе двигателя дей­ствия летчика также не могут быть рефлекторными, они опреде­ляются многими обстоятельствами полета, которые должны быть проанализированы до начала действий.

Цель формирования специального умения как раз и заключа­ется в том, чтобы сократить процесс распознавания ситуации. Ха­рактерные черты этого умения следующие:

1) переработка неполноценной информации, преобразование неявного сигнала в явный, побуждающий к выполнению конкрет­ных действий;

2) гибкость, легкая приспособляемость к меняющимся услови­ям, прежде всего к’сложным и опасным;

3) внутренняя активность, выражающаяся в поиске скрытых признаков аварийной ситуации;

4) мобилизация умственных усилий для формирования ре­шения.

В результат^ анализа действий летчиков в особых случаях по­лета удалось выявить важнейшие составляющие умения действо­вать в аварийной ситуации: оперативное мышление и предвосхи­щение (антиципация).

Оперативное мышление — это способность активно выделять из получаемой информации характерные признаки ситуации и пу­тем умозаключений, анализа быстро вырабатывать новую схему действий.

Оперативное мышление — специфический способ переработки неполноценной информации, обеспечивающий успешность дейст­вий в неопределенных условиях, позволяющий из массы призна­ков выделить тот единственный, нужный, главный признак, по ко­торому возможны опознание ситуации и принятие, решения.. Раз­витие у каждого летчика способности оперативно мыслить в ава-

Следующий этап тренировки проходит на тренажерах, которые позволяют моделировать большинство особых случаев. На — тре­нажерах с успехом можно тренировать как двигательные навыки, так и умственные умения.

Злоупотреблять, тренировками на тренажерах для совершенст­вования двигательных навыков при оперировании с оборудовани­ем кабины’не следует. Такие навыки лучше осваивать в кабине реального самолета, где размещение оборудования может несколь­ко отличаться от его размещения в кабине тренажера.

Для тренировки на тренажерах навыков оперативного мыш — ления полезно создавать проблемные и конфликтные ситуации. С этой целью можно подавать ложные сигналы об отказах той или иной системы (или ее элементов), вводить особые случаи без предусмотренной сигнализации, использовать психологические по­мехи типа колебаний стрелок и индексов приборов.

Следует иметь в виду, что если для выработки двигательных навыков к действиям в особых случаях необходимо неоднократ­ное повторение одной и той же ситуации (до выработки действий необходимой точности и быстроты), то для тренировки оператив­ного мышления нужны внезапные и самые разнообразные услож­нения.

Соответствующие вводные на данном занятии должны проигры­ваться только один раз с подробным разбором характерных при­знаков ситуации и допущенных летчиком ошибок. Вместе с тем методически полезно одну и ту же вводную давать на таких уча­стках полета, где решения должны быть различными в зависимо­сти от высоты полета, удаленности от аэродрома (скажем, про­должать полет или покинуть «самолет»).

Особым приемом является введение таких отказов, при кото­рых действия могут быть отсрочены во времени. Например, при имитации отказа бустерной гидросистемы после взлета й убор­ки шасси летчик должен в течение всего полета удерживать в па­мяти необходимость выпуска шасси и закрылков аварийным спо­собом. С помощью таких примеров можно не. только тренировать оперативное мышление, но и формировать у летчика способность к выдерживанию установленного режима полета при одновремен­ном извлечении из памяти нужных для принятия решения све­дений.

‘ Эффективность тренировок оперативного мышления достига-. ется неожиданным для летчика введением отказов и усложнений полетной ситуации. В практике тренировок инструктор нередко дает вводные в категорической форме, например: «Отказал двига­тель», «Вышел из строя авиагоризонт» и т. п. Это требует от обу­чаемого только выполнения известных ему по инструкции дейст­вий. Следовательно, такие вводные не тренируют оперативности мышления, так как у летчика не возникает необходимости само­му анализировать обстановку, по различным признакам поведе­ния самолета и показаниям приборов ставить- «диагноз» и прини­мать решение.

рийной ситуации должно стать одной из задач подготовки к полетам.

Следующий компонент специального умения—-предвосхище­ние, или антиципация, — психический процесс ориентации на бу­дущее. В летной..практике этот процесс представляет способность летчика по отдельным, на первый взгляд малозначимым призна­кам распознать событие, настроиться на определенные действия.

В результате специальной тренировки можно развить способность предугадывать по неопределенным косвенным неинструменталь­ным признакам наступающее Событие. В этом случае неопределен­ный сам по себе сигнал превращается в субъективно определен­ный значащий признак вполне конкретной ситуации.

В отличие от способности к оперативному мышлению способ — . ность предвосхищать наступающее событие более специфична и должна вырабатываться применительно к каждому конкретному особому случаю и прежде всего к тем случаям, возникновение которых сопровождается ярким неинструментальным признаком, надпороговым физическим воздействием на летчика.

Указанные составляющие умственного умения следует целена­правленно формировать в процессе профессиональной подготовки как на комплексных тренажерах, так и в полете. Для выработки соответствующего умственного умения прежде всего должен быть проведен анализ конкретных особых случаев, причем не только теоретический, основанный на изучении ‘инструкций и техниче­ских описаний, но обязательно с опорой’на экспериментальные ма­териалы.

В частности, необходимо иметь в виду, что психологическую сущность некоторых особых случаев на тренажерах с неподвиж­ной кабиной смоделировать не удаетсц. Это — те особые случаи, в обнаружении которых существенную роль играют неинструмен­тальные сигналы, т. е. ощущения летчика. Так, на тренажере и в полете совершенно различны информативные признаки отказа автопилота: если на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы (показания приборов), то в полете—акцелерационные ощущения (ощущения угловых ускорений и пр.). Аналогичное не­совпадение определяющих информативных признаков наблюдает­ся при отказе двигателя. В связи с этим для указанной группы особых случаев на тренажере с неподвижной кабиной можно с ус­пехом отрабатывать последовательность действий, двигательные навыки, но нельзя выработать умственные умения по опознанию ситуации.

Формирование умений и навыков действий в аварийной обста­новке осуществляется в процессе профессиональной подготовки на всех этапах.

На предварительной подготовке к полетам проводится устный опрос по действиям в особых случаях (знание инструкции). С точки зрения психологии такой метод направлен на тренировку долговременной и оперативной памяти. Эта форма тренировки необходима и полезна, но, естественно, недостаточна.

В системе наземных тренировок летного состава большое ме­сто занимают тренажи в кабинах самолетов. При этом не следует ограничиваться только тренажем с оборудованием кабины. Обяза­тельно следует включать представление, проигрывание, в уме раз­личных ситуаций и соответствующих действий. Продуктивность такого рода тренировок отмечают методисты летного обучения, признают многие летчики. После такого проигрыша при возник­новении в полете аналогичная ситуация воспринимается как уже знакомая. В этом случае нейтрализуется один из существенных отрицательных факторов аварийной ситуации — неожиданность ее возникновения, уменьшается напряженность. К тому же прои­грывание в уме адекватных конкретным ситуациям действий явля­ется также средством формирования и поддержания необходи­мых двигательных навыков.

Вопрос о целесообразности моделирования реальных отказов в полете в качестве метода обучения и тренировки до настоя­щего времени остается нерешенным. В практике подготовки этот метод используется, как правило, для ознакомления, а не для выработки специальных летных умений и навыков. Одноразовые показы фиксируют внимание на последовательности действий, из­ложенных в инструкции, нацелены на воспитание уверенности в управляемости самолета, т. е. в благополучном исходе полета, но они не формируют умения действовать в аварийной ситуации. Вместе с тем результаты изучения действий летчиков в аварий­ных ситуациях служат основанием для рекомендаций летных тре­нировок, направленных на выработку способности к оперативному мышлению.

Ниже будут рассмотрены особенности формирования соответ­ствующих умений и навыков действий при отказах приборного — оборудования и систем автоматизированного управления заходом на посадку.