ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ БОКОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Теория боковой динамической устойчивости самолета показывает, что возмущенное боковое движение складывается из трех типов возмущенного движения.
Первый тип связан с движением крена. В этом случае движение является апериодическим и затухает очень быстро по закону , где Xi имеет очень большое отрицательное значение.
Второй тип возмущенного движения также является апериодическим, но, в отличие от первого, движение затухает очень слабо или, наоборот, медленно нарастает; этот тип движения называется «спиральным движением». Убывание (или нарастание) происходит по закону ёк^ , где коэффициент затухания Х2 имеет малую величину. Непосредственное определение величины Х2 в полете не удается, так как этот тип движения всегда перекрывается третьим типом движения, представляющим собой колебательное движение, совершающееся ло закону
где Т — период колебаний;
С — коэффициент затухания;
х0 — значение параметра при исходном установившемся дви-
Для определения двух величин Си Т создают возмущенное движение самолета при помощи элеронов или руля направления, после чего их возвращают в прежнее положение (если определяется устойчивость с зажатым управлением) или бросают (если определяется устойчивость с брошенным управлением); при этом записывают изменение параметров возмущенного движения на ленту самописцев. В качестве параметра удобно взять любой из параметров (%і (записываются жирографом) или боковую перегрузку tiz (записывается акселерографом). Полученную запись колебательного движения обрабатывают следующим образом.
При умеренной степени затухания (а только такие виды движения и удается записать) можно считать, что максимальные и минимальные значения получаются в моменты времени т з г г
т = 0, — , Т, — и т. д. Иначе говоря, можно считать, что
2 2
пики кривой даются уравнением (п—любое целое число)
Период определяется непосредственно по диаграмме как разность времени между двумя последовательными максимумами или минимумами. Остается определить величину С; из уравнения (13.38) и аналогичного уравнения
С тпТ
хт = х0 + Ле 2 (-1Г получаем путем вычитания
[ |
С пТ С ml
е * (_!)»_* 2 (-1Г
Взяв два других значения n + k и m + k, где k какое-нибудь целое число, получим
Г * пТ с mT 1 С kT
xn+k-xm+k = A[e 2 (-1 r~e 2 {-)me 2 (-1 )
Путем деления получим
xn+k ~ xm^rk
хп хт
Следовательно, если при заданном k построить величины (хп+к—хт+к) в зависимости от (хп—хт) для разных значений т и п мы получим прямую линию. Угловой коэффициент этой пря-
мой даст величину е 2 . Дальше путем логарифмирования легко получить С&Г и С Г.
На фиг. 13.21 в качестве примера представлен такой график для случая записи колебательного движения, приведенного на фиг. 13. 20. Заметим, что нет нужды производить расшифровку записи; достаточно с графика фиг. 13. 20 прямо взять значения ординат от базовой линии. По графику фиг. 13.21 составляем таблицу.
k |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
kT «Т lk е |
0,76 |
0,594 |
0,476 |
0,350 |
0,282 |
0,211 |
‘s’* |
— 0,120 |
— 0,224 |
— 0,322 |
— 0,456 |
— 0,549 |
— 0,675 |
4,61 lgik ZT — * k |
— 0,276 |
-0,258 |
— 0,248 |
— 0,263 |
— 0,253 |
— 0,259 |
Средняя величина £Г равна—0,26. Зная период Г=1,65 сек., получаем С=—0,158. Заметим, что величина СГ дает значение так называемого логарифмического декремента,
т. е. натурального логарифма отношения двух последовательных
2_
амплитуд. Затухание за период равно e^T = it, в нашем случае оно равно в среднем 0,769.
Часто определяют также время т2, в течение которого амплитуда колебаний уменьшается в два раза. Очевидно, что
В нашем случае
Характерной величиной является также отношение времени затухания наполовину т2 к периоду Т:
т2 __ 0,693
Это отношение, как видим, обратно пропорционально логарифмическому декременту затухания. В нашем примере — у — =2,66.
Описанный нами метод обработки вообще может служить для определения характеристик колебательного движения любого типа.
При оценке боковой устойчивости очень важно также определить отношение амплитуд угловых скоростей ш* и <V