РАБОТА СИСТЕМЫ ЗАПУСКА

0
246

Запуск двигателя М701 на земле обычно произво­дится от аэродромного подвижного агрегата типа АПА-7, подключаемого к борту самолета с помощью вилки, расположенной слева на подкосе рамы двигателя. Для подключения аэродромного источника питания к борто­вой сети самолета должны быть включены на главном электрощитке самолета выключатель «Батарея», на вспомогательном щитке передней кабины АЗС «Назем­ный источник, табло» и выключатель «Сеть» в задней кабине.

Подключение аэродромного источника питания к бортовой сети осуществляется контактором аэродром­ного питания. При подсоединении аэродромного источника срабатывает реле, отсоединяя обмотку контактора бортового аккумулятора и размыкая цепь включения генератора. Возможность подключения цепи с неправильной полярностью исключается имеющимся в цепи выпрямителем.

Бортовая аккумуляторная батарея является аварий­ным источником питания и резервным при запуске дви­гателя. Включение батареи в бортовую сеть самолета осуществляется контактором аккумулятора, на обмотку которого напряжение подается при включенном выклю­чателе «Батарея» через реле, выпрямитель и АЗС «Сеть».

Перед запуском двигателя необходимо включить все АЗС на дополнительном щитке (кроме запасного преобразователя), РУД и стоп-кран поставить в заднее крайнее положение. В задней кабине включить АЗС «Сеть». После подачи команды «К запуску» включить выключатель «Батарея» и по лампочке проверить под­ключение аэродромного питания, а затем проверить его напряжение. После команды «От двигателя» включить

АЗС «Двигатель», нажать на 2 с кнопку запуска и пол­ностью открыть стоп-кран.

При нажатии кнопки запуска вступает в работу пус­ковая панель: ток от плюса бортовой сети через АЗС «Двигатель», АЗС «Приборы, тушение, панель», кнопку запуска идет на клемму 2 пусковой панели и далее одновременно на двигатель автомата времени и через нормально замкнутые контакты первого микровыклю­чателя на обмотку блокировочного реле. Реле срабаты­вает, и через его контакты напряжение подводится к микровыключателям 2, 3 и 4.

Через 1 с после нажатия на пусковую кнопку в ре­зультате вращения программных шайб замыкаются вторые контакты первого микровыключателя, пусковая кнопка шунтируется и может быть отпущена, так как питание двигателя автомата времени и блокировочного реле, подвод напряжения к микровыключателям 2, 3 и 4 осуществляется уже через АЗС «Панель» и клемму 3 пусковой панели.

С этого момента работа электросистемы запуска происходит без участия запускающего.

Почти сразу же после нажатия кнопки срабатывает второй микровыключатель, через его контакты ток по­дается к параллельной обмотке РМО-1 и от нее через обмотку вспомогательного контакта на минус (клем­ма 4). РМО-1 срабатывает, и через его замкнутые кон­такты, через пару нижних замкнутых контактов реле ТКЕ-53ПД ток подается к обмотке главного контактора и на минус. После срабатывания главного контактора ток от плюса (толстый провод) через главный контак­тор, пусковое сопротивление и последовательную обмот­ку РМО подается на стартер. Благодаря значительному падению напряжения на пусковом сопротивлении на­чальная скорость вращения ротора стартера невелика,, что обеспечивает плавность его сцепления с ротором двигателя.

Через 3 с после нажатия на кнопку запуска сраба­тывает четвертый микровыключатель и ток через сред­ние замкнутые контакты реле ТКЕ-53ПД и клемму 1 пусковой панели подается на реле В-5. Контакты реле В-5 замыкаются, и ток подается на пусковые катушки. Происходит «тренировка» свечей.

Через 5 с после нажатия кнопки запуска срабаты­вает третий микровыключатель автомата времени, ко­торый включает вспомогательный контактор и подает напряжение на конец параллельной обмотки РМО-1. Вспомогательный контактор своими контактами шун­тирует пусковое сопротивление, напряжение на клем­мах стартера и, следовательно, крутящий момент резко повышаются, происходит быстрое нарастание частоты вращения ротора двигателя. Давление топлива за на­сосом возрастает, открывается клапан запуска, и часть топлива поступает в камеры сгорания. При этом па­раллельная обмотка РМО-1 обесточивается, но РМО не разрывает своих контактов, так как удерживается последовательной обмоткой.

Топливо, поступающее во 2-ю и 6-ю камеры сгорания, воспламеняется, а затем пламя перебрасывается в остальные камеры сгорания.

В результате вступления в работу турбины и про­должающейся работы стартера частота вращения ро­тора двигателя быстро нарастает. Через 12 с после на­жатия на пусковую кнопку происходит отключение си­стемы зажигания.

При достижении ротором двигателя частоты вра­щения 20% ток, потребляемый стартером, уменьшается, до 100 А. При этом контакты РМО-1 размыкаются. В ре­зультате размыкается цепь питания обмотки главного контактора и электростартер выключается. Раскрутка ротора двигателя до малого газа обеспечивается только •одной турбиной.

Через 17 dr 1,5 с с момента нажатия на кнопку про­граммные шайбы, сделав полный оборот, возвращаются в исходное положение, все микровыключатели обесто­чиваются, так как цепь от клеммы 3 пусковой панели оказывается разомкнутой первым микровыключателем. Если даже РМО-1 не сработает, то в конце цикла рабо­ты панели обесточивается и стартер.