ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МЕСТНЫМ ВОЗДУШНЫМ. ЛИНИЯМ И ВОЗДУШНЫМ ТРАССАМ
§ 1. Особенности подготовки к полету по местным воздушным
линиям и воздушным трассам
Воздушными трассами СССР (ВТ) и местными воздушными линиями (МВЛ) называются коридоры в воздушном пространстве, ограниченные по высоте и ширине и предназначенные для выполнения полетов летательных аппаратов (ЛА) всех ведомств.
Воздушные трассы и МВЛ оборудуются необходимыми средствами связи, радионавигации, контроля и управления воздушным движением. Воздушные трассы обеспечены также на всем протяжении трассовыми аэродромами, оборудованием для приема, обслуживания и выпуска летательных аппаратов.
Полеты по воздушным трассам выполняются только на эшелонах по давлению 760 мм рт. ст. Ширина воздушных трасс указана в Перечне воздушных трасс СССР. Обычно ширина воздушной трассы равна 10 км (по 5 км в каждую сторону от оси трассы).
Иногда в районах с недостаточным радиотехническим обеспечением ширина трассы может быть увеличена до 20 км. Воздушные трассы установлены в обход запретных зон, полигонов и зон специальных полетов.
По местным воздушным линиям осуществляются местные воздушные сообщения в пределах Управления гражданской авиации. Местные воздушные линии устанавливаются, как правило, в нижнем воздушном пространстве. Они могут быть двух категорий:
а) первой категории — для полетов на выделенных эшелонах шириной не более 8 км;
б) второй категории — для полетов по правилам визуального полета (ПВП) на высотах ниже нижнего эшелона; ширина МВЛ второй категории устанавливается с учетом рельефа местности и искусственных препятствий, но не более 2—4 км.
Управление воздушным движением по воздушным трассам и МВЛ осуществляют гражданские секторы зональных и районных центров единой системы управления воздушным движением (ЗЦ и РЦ ЕС УВД). Вне ВТ и МВЛ управление на всех высотах осуществляется военными секторами.
Для вертолетовождения на трассах и МВЛ используются радиотехнические средства трассовых и запасных аэродромов. Дополнительные радиотехнические средства могут включаться и по заказу с борта вертолета.
Все лица, входящие в состав экипажа, перед полетом по ВТ и МВЛ обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету.
Подготовка к полету по ВТ и МВЛ включает: подготовку полетных карт, сбор навигационных данных о ВТ и МВЛ по документам аэронавигационной информации, изучение навигационной обстановки и условий полета, прокладку маршрута и расчет полета, разработку штурманского плана полета и плана ведения радиосвязи по маршруту с органами УВД, подготовку навигационно-пилотажного оборудования.
Сбор навигационных данных является наиболее ответственной работой при подготовке к полету и осуществляется по документам аэронавигационной информации, которые разрабатываются и издаются центральными ведомственными органами. Документы аэронавигационной информации имеются на командно-диспетчерских пунктах или КП части, а также в регламентных бюро. Данные в документах должны быть достоверными, фактическими и проверенными по контрольным экземплярам.
При подготовке к полету по МВЛ используются Перечни органов УВД и МВЛ управлений ГА, Сборники схем снижения и захода на посадку на аэродромах МВЛ и Регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР.
Из Перечня экипаж выбирает маршрут перелета по ВТ и МВЛ первой и второй категории, протяженность участков МВЛ, их ширину и высоту полета на каждом участке; определяет и наносит на полетную карту рубежи передачи управления районов диспетчерских пунктов и точки обязательных докладов органам УВД.
Из Сборников экипаж выбирает данные о средствах связи и радионавигации необходимых аэродромов, схемы расположения аэродромов, их кроки с препятствиями в районе аэродромов, схемы выхода (входа) из района аэродромов, схемы снижения и захода на посадку, минимумы погоды аэродромов для различных типов летательных аппаратов.
Из Регламентов выбираются данные по радиосвязи как для аэродромов посадки, так и для запасных аэродромов, а также данные работы отдельных ПРС в зонах аэроузлов и вне трасс.
При подготовке к полету по воздушным трассам используются: Перечень воздушных трасс СССР, Сборники аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР, Сборники аэронавигационной информации по внетрассовым аэродромам, Регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР.
Перечень воздушных трасс предназначен для выбора маршрута полета и включает в себя: наименование воздушных трасс и их протяженность, участки трасс, их протяженность и ширину, эшелоны полетов по данным участкам. При полетах по воздушным трассам вертолетам выделяются, как правило, два нижних эшелона.
Сборники аэронавигационной информации по воздушным трассам несут ту же информацию, что и Сборники схем снижения и захода на посадку на аэродромах МВЛ. Исключением является то, что в них нет данных по средствам управления, радионавигации и посадки. Эти данные выбираются из соответствующего Регламента аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР. В Сборниках аэронавигационной информации по внетрассовым аэродромам имеются все данные, необходимые экипажу для выполнения взлета, посадки, полета в районе аэродрома (аэроузла).
Подготовка полетных карт осуществляется по общим правилам. Основной картой для вертолетовождения по МВЛ является карта масштаба 1 :500 000. Полетные карты готовятся на весь маршрут перелета поэтапно, отдельными листами или склейками, с учетом удобства использования их в полете. В отдельных случаях готовятся склейки на два этапа. Для облегчения работы экипажа и сокращения времени на подготовку полетных карт при нанесении точек РТО и искусственных препятствий целесообразно пользоваться полимаршрутными картами. Затем эти данные необходимо сверить по контрольным экземплярам соответствующих Сборников и Регламентов.
Особенностью прокладки маршрута при подготовке к полетупо МВЛ и воздушным трассам (рис. 17.1) является то, что на полетную карту дополнительно наносятся рубежи перехода на управление другим органом УВД и позывные пунктов управления; данные об остатке топлива на ППМ и у КО; рубежи возврата на основной и запасный аэродромы; значения отсечных пеленгов от используемых АРП для исключения нарушения государственной
границы и запретных зон; участки пересечения воздушных трасс,. МВЛ и коридоры входа и выхода из районов аэродромов.
При подготовке к перелету по воздушным трассам рубежи передачи управления определяются по полимаршрутным картам или выбираются из Регламентов аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР. На МВЛ границы местных диспетчерских пунктов (МДП) являются рубежами передачи управления.
При изучении навигационной обстановки и условий полета по трассе и МВЛ особое внимание уделяется изучению радионавигационных средств, средств связи и порядка работы с ними, особенностям входа и выхода из районов аэродромов, условиям снижения и захода на посадку.
Рис. 17.1. Прокладка маршрута для полета по местным воздушным линиям |
Расчет полета производится по прогностическому ветру для заданной высоты полета.
Расчет рубежа возврата с маршрута перелета для посадки на аэродром вылета производится по следующей формуле:
5рв= Л"-2**-, (17.1)
где Дп — практическая дальность полетй;
R— радиус разворота вертолета (группы вертолетов).
Для определения рубежа возврата при посадке на запасном аэродроме пользуются формулой
5РВ = Да — MR — 5зап. аэр, (17.2)
где 53ап. аэр — удаление рубежа возврата от запасного аэродрома.
Рубежи возврата могут определяться методом подбора для каждого запасного аэродрома.
Штурманский план полета составляется по общим правилам. В нем дополнительно указываются точки расчета времени выхода на рубежи обязательного доклада, передачи управления смежными органами УВД и на очередные точки МВЛ, рубежи доклада органам УВД, линейные їй площадные ориентиры для выхода на них в случае потери ориентировки на определенных этапах длительных перелетов.
В плане ведения радиосвязи указываются каналы, на которых ведется связь с различными органами УВД (МДП, РДП), позывные органов УВД, с кем ведется радиосвязь на данном участке, рубежи передачи управления и примерные формы докладов.
В докладах указываются выход (уход) на маршрут МВЛ, расчетное и фактическое время выхода на рубежи передачи управления, время выхода на МДП, высоты следования по МВЛ (ВТ), наличие связи с органами УВД (смежными МДП, РДП). При подходе к аэродрому докладываются расчетное время входа, высота и номер коридора (пункта контроля). При входе в коридор сообщаются время входа и расчетное время прибытия на аэродром посадки.