ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МЕСТНЫМ ВОЗДУШНЫМ. ЛИНИЯМ И ВОЗДУШНЫМ ТРАССАМ

§ 1. Особенности подготовки к полету по местным воздушным
линиям и воздушным трассам

Воздушными трассами СССР (ВТ) и местными воздушными линиями (МВЛ) называются коридоры в воздушном пространстве, ограниченные по высоте и ширине и предназначенные для выпол­нения полетов летательных аппаратов (ЛА) всех ведомств.

Воздушные трассы и МВЛ оборудуются необходимыми сред­ствами связи, радионавигации, контроля и управления воздушным движением. Воздушные трассы обеспечены также на всем протя­жении трассовыми аэродромами, оборудованием для приема, об­служивания и выпуска летательных аппаратов.

Полеты по воздушным трассам выполняются только на эшело­нах по давлению 760 мм рт. ст. Ширина воздушных трасс указа­на в Перечне воздушных трасс СССР. Обычно ширина воздушной трассы равна 10 км (по 5 км в каждую сторону от оси трассы).

Иногда в районах с недостаточным радиотехническим обеспече­нием ширина трассы может быть увеличена до 20 км. Воздушные трассы установлены в обход запретных зон, полигонов и зон спе­циальных полетов.

По местным воздушным линиям осуществляются местные воз­душные сообщения в пределах Управления гражданской авиации. Местные воздушные линии устанавливаются, как правило, в ниж­нем воздушном пространстве. Они могут быть двух категорий:

а) первой категории — для полетов на выделенных эшелонах шириной не более 8 км;

б) второй категории — для полетов по правилам визуального полета (ПВП) на высотах ниже нижнего эшелона; ширина МВЛ второй категории устанавливается с учетом рельефа местности и искусственных препятствий, но не более 2—4 км.

Управление воздушным движением по воздушным трассам и МВЛ осуществляют гражданские секторы зональных и районных центров единой системы управления воздушным движением (ЗЦ и РЦ ЕС УВД). Вне ВТ и МВЛ управление на всех высотах осу­ществляется военными секторами.

Для вертолетовождения на трассах и МВЛ используются ра­диотехнические средства трассовых и запасных аэродромов. До­полнительные радиотехнические средства могут включаться и по заказу с борта вертолета.

Все лица, входящие в состав экипажа, перед полетом по ВТ и МВЛ обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету.

Подготовка к полету по ВТ и МВЛ включает: подготовку по­летных карт, сбор навигационных данных о ВТ и МВЛ по доку­ментам аэронавигационной информации, изучение навигационной обстановки и условий полета, прокладку маршрута и расчет поле­та, разработку штурманского плана полета и плана ведения ра­диосвязи по маршруту с органами УВД, подготовку навигацион­но-пилотажного оборудования.

Сбор навигационных данных является наиболее ответственной работой при подготовке к полету и осуществляется по докумен­там аэронавигационной информации, которые разрабатываются и издаются центральными ведомственными органами. Документы аэронавигационной информации имеются на командно-диспетчер­ских пунктах или КП части, а также в регламентных бюро. Дан­ные в документах должны быть достоверными, фактическими и проверенными по контрольным экземплярам.

При подготовке к полету по МВЛ используются Перечни орга­нов УВД и МВЛ управлений ГА, Сборники схем снижения и за­хода на посадку на аэродромах МВЛ и Регламенты аэронавига­ционной информации по воздушным трассам СССР.

Из Перечня экипаж выбирает маршрут перелета по ВТ и МВЛ первой и второй категории, протяженность участков МВЛ, их ши­рину и высоту полета на каждом участке; определяет и наносит на полетную карту рубежи передачи управления районов диспет­черских пунктов и точки обязательных докладов органам УВД.

Из Сборников экипаж выбирает данные о средствах связи и радионавигации необходимых аэродромов, схемы расположения аэродромов, их кроки с препятствиями в районе аэродромов, схе­мы выхода (входа) из района аэродромов, схемы снижения и за­хода на посадку, минимумы погоды аэродромов для различных типов летательных аппаратов.

Из Регламентов выбираются данные по радиосвязи как для аэродромов посадки, так и для запасных аэродромов, а также данные работы отдельных ПРС в зонах аэроузлов и вне трасс.

При подготовке к полету по воздушным трассам используются: Перечень воздушных трасс СССР, Сборники аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР, Сборники аэронавига­ционной информации по внетрассовым аэродромам, Регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР.

Перечень воздушных трасс предназначен для выбора маршру­та полета и включает в себя: наименование воздушных трасс и их протяженность, участки трасс, их протяженность и ширину, эше­лоны полетов по данным участкам. При полетах по воздушным трассам вертолетам выделяются, как правило, два нижних эше­лона.

Сборники аэронавигационной информации по воздушным трас­сам несут ту же информацию, что и Сборники схем снижения и захода на посадку на аэродромах МВЛ. Исключением является то, что в них нет данных по средствам управления, радионавига­ции и посадки. Эти данные выбираются из соответствующего Рег­ламента аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР. В Сборниках аэронавигационной информации по внетрас­совым аэродромам имеются все данные, необходимые экипажу для выполнения взлета, посадки, полета в районе аэродрома (аэроузла).

Подготовка полетных карт осуществляется по общим прави­лам. Основной картой для вертолетовождения по МВЛ является карта масштаба 1 :500 000. Полетные карты готовятся на весь маршрут перелета поэтапно, отдельными листами или склейками, с учетом удобства использования их в полете. В отдельных слу­чаях готовятся склейки на два этапа. Для облегчения работы эки­пажа и сокращения времени на подготовку полетных карт при нанесении точек РТО и искусственных препятствий целесообразно пользоваться полимаршрутными картами. Затем эти данные необ­ходимо сверить по контрольным экземплярам соответствующих Сборников и Регламентов.

Особенностью прокладки маршрута при подготовке к полетупо МВЛ и воздушным трассам (рис. 17.1) является то, что на полет­ную карту дополнительно наносятся рубежи перехода на управ­ление другим органом УВД и позывные пунктов управления; дан­ные об остатке топлива на ППМ и у КО; рубежи возврата на основной и запасный аэродромы; значения отсечных пеленгов от используемых АРП для исключения нарушения государственной

границы и запретных зон; участки пересечения воздушных трасс,. МВЛ и коридоры входа и выхода из районов аэродромов.

При подготовке к перелету по воздушным трассам рубежи пе­редачи управления определяются по полимаршрутным картам или выбираются из Регламентов аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР. На МВЛ границы местных диспетчер­ских пунктов (МДП) являются рубежами передачи управления.

При изучении навигационной обстановки и условий полета по трассе и МВЛ особое внимание уделяется изучению радионави­гационных средств, средств связи и порядка работы с ними, осо­бенностям входа и выхода из районов аэродромов, условиям сни­жения и захода на посадку.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПО МЕСТНЫМ ВОЗДУШНЫМ. ЛИНИЯМ И ВОЗДУШНЫМ ТРАССАМ

Рис. 17.1. Прокладка маршрута для полета по местным воздушным линиям

Расчет полета производится по прогностическому ветру для заданной высоты полета.

Расчет рубежа возврата с маршрута перелета для посадки на аэродром вылета производится по следующей формуле:

5рв= Л"-2**-, (17.1)

где Дп — практическая дальность полетй;

R— радиус разворота вертолета (группы вертолетов).

Для определения рубежа возврата при посадке на запасном аэродроме пользуются формулой

5РВ = Да — MR — 5зап. аэр, (17.2)

где 53ап. аэр — удаление рубежа возврата от запасного аэродрома.

Рубежи возврата могут определяться методом подбора для каждого запасного аэродрома.

Штурманский план полета составляется по общим правилам. В нем дополнительно указываются точки расчета времени выхода на рубежи обязательного доклада, передачи управления смежны­ми органами УВД и на очередные точки МВЛ, рубежи доклада органам УВД, линейные їй площадные ориентиры для выхода на них в случае потери ориентировки на определенных этапах дли­тельных перелетов.

В плане ведения радиосвязи указываются каналы, на которых ведется связь с различными органами УВД (МДП, РДП), позыв­ные органов УВД, с кем ведется радиосвязь на данном участке, рубежи передачи управления и примерные формы докладов.

В докладах указываются выход (уход) на маршрут МВЛ, рас­четное и фактическое время выхода на рубежи передачи управ­ления, время выхода на МДП, высоты следования по МВЛ (ВТ), наличие связи с органами УВД (смежными МДП, РДП). При подходе к аэродрому докладываются расчетное время входа, вы­сота и номер коридора (пункта контроля). При входе в коридор сообщаются время входа и расчетное время прибытия на аэрод­ром посадки.