Исследование режимов инерционного вращения самолета

Под режимом инерционного вращения в настоящей работе по­нимается неуправляемое вращение самолета по крену при значении угла атаки, меньшем критического по сваливанию, которое проис — ходит, несмотря на приведение в нейтральное положение или от­клонение против вращения элеронов и руля направления. Такое движение самолета обычно сопровождается существенным измене­нием углов атаки и скольжения в процессе движения.

Наименование рассматриваемого критического режима — инер­ционное вращение, введенное впервые в работе fll], не устано­вилось однозначно в отечественной литературе. Эти же явления иногда называют авторотацией, самовращением, аэроинерционным самовращением, аэроинерционным вращением и т. д. В настоящей работе будет использоваться термин инерционное вращение.

Такое наименование критического режима естественно яв­ляется условным, так же как и наименование других критических режимов (сваливание и штопор) и далеко не полностью отражает физические причины таких видов движения самолета. Этим назва­нием подчеркивается существенная роль инерционных дестабили­зирующих моментов, возникающих при вращении самолета отно­сительно оси, не совпадающей с главной осью инерции само­лета.

Некоторые случаи движения самолета с выходом на угловые скорости вращения по крену, превышающие вторую критическую, рассматривались в гл. 7, 8 при анализе управления самолета по крену с одновременным отклонением руля высоты и руля направ­ления.

Режим инерционного вращения является одним из наиболее опасных видов движения, обусловленных влиянием взаимодействия продольного и бокового движений. Для него характерна весьма сложная переменная пространственная ориентация самолета вследствие быстрого его вращения и действие на летчика значитель — ных по величинам, часто переменных, нормальных и боковых пере­грузок. Для этого режима, как будет показано далее, характерна необычная, часто обратная реакция самолета на отклонение ста­билизатора и руля направления. В этой связи режим заслуживает особенно внимательного анализа.

В настоящей главе будут рассмотрены условия, при которых возможно попадание самолета в режим инерционного вращения, свойства движения и некоторые особенности управляемости само­лета в зависимости от его аэродинамических характеристик.