ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Основной путь повышения эксплуатационной надежности состоит в том, чтобы прогнозировать неисправности устройств, т. е. предсказать возможность их появления, отбраковать устройства для их последующего ремонта или снятия с эксплуатации, а следовательно, исключить возможность проявления неисправностей В ПО — Я лете.
Следует различать два вида прогнозирования: статистическое и инструментальное.
■*1
а
Статистическое прогнозирование неисправностей
Сущность статистического прогнозирования неисправностей состоит в том, что на основании статистических данных о неисправностях узлов и деталей устройств строится график зависимости вероятности исправной работы устройств данного типа от наработки (рис. 1.4).
При этом, чтобы перейти к вероятностным зависимостям, используемые статистические материалы должны отражать закономерности изменения надежности, т. е.^ быть достоверными и массовыми. Практика показывает,-.^ что для получения удовлетворительной точности прогно-.*/ зирования достаточной оказывается статистика, получае — ‘ мая на основании учета опыта эксплуатации всего пар-^ ка авиационной техники или существенной его части. ■
Из графика (рис. 1.4) видно, что каждому значению наработки устройств данного типа соответствует определенное значение вероятности исправной работы, т. е. надежности. Задавая приемлемое значение надежности Рс, мы получим то значение наработки Т0, при котором соблюдается заданный уровень надежности.
Таким образом, То— такая наработка, в течение ко— торой устройство рассматриваемого типа будет исправно работать без ремонта; это значение наработки принято называть техническим ресурсом. После выработки технического ресурса вероятность исправной работы устройства, т.. е, его надежность, становится недопустимо низкой, а следовательно, устройство подлежит снятию с эксплуатации для ремонта или списания.
При назначении технического ресурса обычно учитывают: степень влияния неисправностей устройств на безопасность полета самолета в целом; возможности выполнения важнейших рабочих функций данного устройства за счет других устройств (например, возможность пилотирования по приборам пилотажной группы при отказе авиагоризонта, возможность использования аварийной системы приводов шасси и т. п.); требования обеспе-
41*111111 рентабельности ремонта. Поясним последнее: в некоторых случаях выгодно несколько уменьшить технический ресурс устройства, так как при этом уменьшится износ отдельных его узлов и деталей и резко
возрастут возможности быстро отремонтировать устройство, тогда как неучет этого потребует значительных работ по восстановлению узлов и деталей при ремонте. Например, небольшое уменьшение ресурса шестеренчатого насоса позволяет производить ремонт без выполнения сложных работ по восстановлению колодца насоса.
Эксплуатация устройств в пределах установленного технического ресурса обеспечивает требуемую эксплуатационную надежность.
І Іспользование статистических сведений о неисправностях для назначения технического ресурса совсем не означает, что мы должны ждать массовых отказов устройств и летных происшествий. _
Для обеспечения безопасности полетов необходимо так выбирать контролируемые параметры, чтобы «неисправность» (т. е. выход параметра за пределы допусков) ие вела к разрушению конструкции или отказам, создающим предпосылки к летным происшествиям.
Однако назначение технического ресурса не единственный и не самый выгодный способ обеспечения экс-
2 Зак. 264
плуатационной надежности. Статистический характер прогнозирования неисправностей при назначении технического ресурса не позволяет учесть фактическое техническое состояние каждого отдельно взятого устройства. Если для устройства А из условий соблюдения требуемой надежности задан технический ресурс (Го)а, то любое устройство этого типа по достижении им наработки Г0 подлежит снятию с эксплуатации независимо от его реального технического состояния. Вероятностно-статистический характер прогнозирования обеспечивает соблюдение заданной надежности лишь в среднем, т. е. для достаточно большого числа эксплуатируемых устройств типа А. В то же время некоторые устройства этого типа ‘смогли бы исправно проработать значительно больше, чем Г0, а некоторые меньше. Поэтому назначение технического ресурса должно производиться только для тех з устройств, эксплуатационная надежность которых не может быть обеспечена методами инструментального про — j гнозирования.