ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Основной путь повышения эксплуатационной надеж­ности состоит в том, чтобы прогнозировать неисправ­ности устройств, т. е. предсказать возможность их появ­ления, отбраковать устройства для их последующего ре­монта или снятия с эксплуатации, а следовательно, ис­ключить возможность проявления неисправностей В ПО — Я лете.

Следует различать два вида прогнозирования: стати­стическое и инструментальное.

■*1

а

Статистическое прогнозирование неисправностей

Сущность статистического прогнозирования неис­правностей состоит в том, что на основании статистиче­ских данных о неисправностях узлов и деталей устройств строится график зависимости вероятности исправной ра­боты устройств данного типа от наработки (рис. 1.4).

При этом, чтобы перейти к вероятностным зависимо­стям, используемые статистические материалы должны отражать закономерности изменения надежности, т. е.^ быть достоверными и массовыми. Практика показывает,-.^ что для получения удовлетворительной точности прогно-.*/ зирования достаточной оказывается статистика, получае — ‘ мая на основании учета опыта эксплуатации всего пар-^ ка авиационной техники или существенной его части. ■

Из графика (рис. 1.4) видно, что каждому значению наработки устройств данного типа соответствует опреде­ленное значение вероятности исправной работы, т. е. на­дежности. Задавая приемлемое значение надежности Рс, мы получим то значение наработки Т0, при котором со­блюдается заданный уровень надежности.

Таким образом, То— такая наработка, в течение ко— торой устройство рассматриваемого типа будет исправ­но работать без ремонта; это значение наработки при­нято называть техническим ресурсом. После выработки технического ресурса вероятность исправной работы уст­ройства, т.. е, его надежность, становится недопустимо низкой, а следовательно, устройство подлежит снятию с эксплуатации для ремонта или списания.

При назначении технического ресурса обычно учиты­вают: степень влияния неисправностей устройств на бе­зопасность полета самолета в целом; возможности вы­полнения важнейших рабочих функций данного устрой­ства за счет других устройств (например, возможность пилотирования по приборам пилотажной группы при от­казе авиагоризонта, возможность использования аварий­ной системы приводов шасси и т. п.); требования обеспе-

Подпись: 'гг/єе Подпись: Рис. 1.4. График вероятности исправной (безотказной) работы

41*111111 рентабельности ремонта. Поясним последнее: в некоторых случаях выгодно несколько уменьшить тех­нический ресурс устройства, так как при этом умень­шится износ отдельных его узлов и деталей и резко

возрастут возможности быстро отремонтировать устрой­ство, тогда как неучет этого потребует значительных ра­бот по восстановлению узлов и деталей при ремонте. Например, небольшое уменьшение ресурса шестеренча­того насоса позволяет производить ремонт без выполне­ния сложных работ по восстановлению колодца насоса.

Эксплуатация устройств в пределах установленного технического ресурса обеспечивает требуемую эксплуа­тационную надежность.

І Іспользование статистических сведений о неисправ­ностях для назначения технического ресурса совсем не означает, что мы должны ждать массовых отказов уст­ройств и летных происшествий. _

Для обеспечения безопасности полетов необходимо так выбирать контролируемые параметры, чтобы «неис­правность» (т. е. выход параметра за пределы допу­сков) ие вела к разрушению конструкции или отказам, создающим предпосылки к летным происшествиям.

Однако назначение технического ресурса не единст­венный и не самый выгодный способ обеспечения экс-

Подпись: 172 Зак. 264

плуатационной надежности. Статистический характер прогнозирования неисправностей при назначении техни­ческого ресурса не позволяет учесть фактическое техни­ческое состояние каждого отдельно взятого устройства. Если для устройства А из условий соблюдения требуе­мой надежности задан технический ресурс (Го)а, то лю­бое устройство этого типа по достижении им наработки Г0 подлежит снятию с эксплуатации независимо от его реального технического состояния. Вероятностно-стати­стический характер прогнозирования обеспечивает со­блюдение заданной надежности лишь в среднем, т. е. для достаточно большого числа эксплуатируемых устройств типа А. В то же время некоторые устройства этого типа ‘смогли бы исправно проработать значительно больше, чем Г0, а некоторые меньше. Поэтому назначение техни­ческого ресурса должно производиться только для тех з устройств, эксплуатационная надежность которых не мо­жет быть обеспечена методами инструментального про — j гнозирования.