Проверка работоспособности метода и достоверности получаемых результатов

Для проверки работоспособности метода и достоверности получа­емых с его помощью результатов были выполнены расчеты, которые затем сравнивались с данными трубных экспериментов.

В качестве примера приведены результаты, полученные в голланд­ской аэродинамической трубе при исследовании аэродинамических ха­рактеристик летательного аппарата, вошедшего в спутный след крыла — генератора [33]. Аэродинамическая компоновка и геометрические па­раметры исследуемого самолета изображены на рис. 8.3.

На рис. 8.4 показаны вихревые схемы крыла — генератора вихре­вого следа и модели исследуемого самолета. В ходе расчетов были сопоставлены экспериментальные (рис. 8.5) и расчетные (рис. 8.6) поля возмущенных скоростей, изображенные в виде линий равных скоро-

image168

image169

Рис. 8.4. Вихревые схемы крыла — генератора вихрей и исследуемого самолета

стєй. Видим удовлетворительное согласование экспериментальных и расчетных данных.

Была также выполнена проводка модели исследуемого самолета через вихревой след с параметрами, представленными на рис. 8.5. На рис. 8.7 представлен расчет вихревого следа за крылом — генера­тором вихрей. Вихревой след образован с использованием нелиней­ной нестационарной теории. Затем в расчетном поле скоростей были получены аэродинамические характеристики исследуемого самолета с учетом воздействия вихревого следа, они сравнивались с имеющими

Плоскость симметрии следа

" (Z =0)

image170

Z = —0,3м

Рис. 8.5. Поле возмущенных скоростей, полученное в эксперименте [1, 19]

image171

Рис. 8.6. Поле возмущенных скоростей, полученное в расчете

экспериментальными данными (рисунки 8.8 —8.11). На рис. 8.8 при­ведены зависимости коэффициента подъемной силы Cya вдоль ко­ординаты Y, на рис. 8.9 — зависимости коэффициента Боковой силы Cza вдоль координаты Y, на рис. 8.10 — зависимости коэффициента момента рыскания my вдоль координаты Y, на рис. 8.11 — зависимо­сти коэффициента момента крена mx вдоль координаты Y (сплошная линия — эксперимент [33], линия с точками — расчет). Видна хорошая согласованность эксперимента с расчетом.

image172

Рис. 8.7. Вихревой след за крылом — генератором вихрей (расчет)

image173

Рис. 8.8. Зависимости коэффициента подъемной силы Cya вдоль координаты Y

image174

Рис. 8.9. Зависимости коэффициента Боковой силы Cza вдоль координаты Y