Катапультное кресло КС-4

Катапультное кресло КС-4 обеспечивает спасение на разбеге и пробеге при скорости порядка 160 км/ч, в полете на высоте до 2О0ОО м при скоростях до 1200 км/ч, автоматически переклю­чая механизм ввода трехкупольной системы парашютов на одну из четырех программ в зависимости от режима полета самолета в момент катапультирования:

программа /— катапультирование при скорости по прибору более 550 км/ч и высоте более 3000 м;

программа // — катапультирование при скорости по прибору более 550 км/ч, на высоте менее 3000 м без стабилизирован­ного спуска;

программа III — катапультирование при скорости по прибору менее 550 км/ч на высоте более 3000 м;

программа IV — катапультирование при скорости по прибору менее 550 км/ч на высоте менее 3000 м, в том числе на режиме прерванного взлета и посадки.

Катапультное кресло КС-4 (см. рис. 54) состоит из каркаса; си­стемы управления катапультированием; системы защиты летчика от скоростного напора; привязной системы; системы стабилизации катапультного кресла; системы блокировки автоматов.

Кресло комплектуется трехкупольной парашютной системой ПС-С; комбинированным стреляющим механизмом КСМ-С (первая и вторая ступени); механическими приборами ППК-1П; ППК-2П и КПА-4; носимым аварийным запасом НАЗ-7. Каркас кресла образован литой спинкой и направляющими. Кресло фиксируется направляющими роликами, закрепленными на задней стенке кабины самолета. При катапультировании, снятии и установке кресло свободно перемещается на направляющих роликах.

Закрепляется кресло на самолете стреляющим механизмом. Верхняя часть наружного цилиндра СМ с помощью цапфы шар­нирно соединена с креслом и при катапультировании выбра­сывается вместе с ним.

Привязная система кресла выполнена в виде плечевых и поясных ремней с замками, установленными на кресле. Управ­ление открытием замков привязной системы жесткое и уста­новлено на литой спинке.

;

Механизм аварийного притягивания обеспечивает:

выборку слабины плечевых тросов при движении летчика назад;

вытягивание тросов при движении корпуса летчика вперед;

стопорение тросов при вытягивании;

аварийное притягивание летчика с последующим стопорением перед катапультированием;

автоматическое стопорение плечевых ремней на вытягива­ние при возникновении перегрузок в направлении оси х более величины 1,5…2g, осуществляемое инерционным механизмом.

Поясное притягивание на кресле осуществляется путем пока­чивания ручки лебедки. Для ослабления тросов необходимо повернуть от себя наконечник ручки лебедки на 90° вокруг оси.

Для защиты рук от воздействия воздушного потока при ката­пультировании срабатывают ограничители рук и упоры локтей, которые перед отделением летчика от кресла сбрасываются.

Для предохранения ног летчика от срыва с подножек при катапультировании на правом и левом бортах кресла установ­лена система фиксации ног, включающая в себя механизм зах­вата ног и управление ими.

Управление системой катапультирования осуществляется од­ним движением, для чего необходимо сжать поручни, установ­ленные на правом и левом бортах кресла, и поднять их вверх. Срабатывание может быть осуществлено и одним поручнем.

Комбинированный стреляющий механизм КСМ-С представ­ляет собой блок, состоящий из последовательно работающих пироустройств: двухтрубного стреляющего механизма и двух (правой и левой) симметрично расположенных и одновремен­но действующих камер второй ступени, результирующая тяга которых направлена вперед по полету и вверх и проходит вблизи центра массы катапультируемой системы.

Между бортами кресла размещена регулируемая по высоте чашка. С правой и левой стороны чашки приклепаны кронштей­ны, внутри которых установлены по два штыря с пружинами. На штырях имеются ручки, служащие для перемещения шты­рей в кронштейнах при перемещении чашки.’Для подхода к этим ручкам в днище чашки сделаны вырезы. Регулировка кресла по росту летчика осуществляется перестановкой штырей чашки в соответствующие отверстия каркаса кресла. Чашка может уста­навливаться в любое из четырех фиксированных по высоте по­ложений, расположенных через каждые 40 мм (диапазон регу­лировки 120 мм). Перестановка чашки может производиться только на земле при предполетной подготовке с целью совме­щения уровня глаз летчика с линией визирования. В чашку кресла на специальный фартук укладывается парашют летчика с НАЗом. Фартук способствует ускорению отделения летчика от кресла.

[ Одновременно с перемещением чашки по росту летчика произ-

I водится регулировка длины фартука с помощью специальных [ протяжек — и положения сопел ускорителей (второй ступени

і 1 КСМ-С) путем поворота регулировочного вала до совмещения

‘ соответствующих рисок на камерах ускорителя с соответствую­щей риской положения чашки. Такая регулировка сложна в эксплуатации. На кресле КС-4 был выявлен еще ряд недостатков, усложнивших его эксплуатацию. Кроме того, доработанное крес­ло оказалось сильно утяжеленным — масса его составляла 167…170 кг.