МОТОО/)О. ЮГНЧО(ЧІН
В связи с успешным развитием в Советском Союзе радиотехники и авиамоделизма среди сотрудников Главной геофизической обсерватории им. А. И.Воейкова (ГГО) возникла идея использования радиоуправляемой модели самолета, снабженной метеорографом, для исследования атмосферы до небольших высот. В 1952 году П. А.Воронцов и В. М.Ми — хель предложили преподавателю Ленинградского Дворца Пионеров им. А. А.Жданова А. А.Эрлеру провести совместные работы в этом направлении.
На первом этапе летных испытаний были использованы построенные ранее во Дворце Пионеров радиоуправляемые модели, способные поднять полезную нагрузку 500 и более граммов (размах крыла 2,5-3 метра, площадь крыла — 70-100 дм1, длина модели 1,4-1,5 м, взлетная масса модели 3-4 кг, мощность двигателя К — 16 — 0,15 л. с. Продолжительность полета моделей достигала 15-20 мин, радиус действия системы радиоуправления — 500-800 м. Потолок — 150-200 м определялся мощностью двигателя модели.
В сентябре 1955 года над ленинградским аэродромом ДОСААФ с моделей, доработанных для исследований атмосферы, производились сбросы бумажных парашютиков, за которыми велись наблюдения в теодолит с микрометрениой сеткой для оценки скорости ветра на различных высотах. Отделение парашютиков от дна фюзеляжа модели производилось с помощью перегорания бикфордова шнура, зажженного перед стартом модели. Крометого, на модели устанавливался малогабаритный метеорограф массой 460 г с часовым механизмом, рассчитанным на один час работы. Прибор регистрировал на бумажной ленте атмосферное давление, температуру и влажность воздуха.
В 1956 году работы по созданию комплекса бортовой аппаратуры были завершены, была построена новая специализированная модель радио-
Нарисунках (сверху вниз):
— радиоуправляемая модель с метеорографом;
— запуск модели:
— радиоуправляемый самолет для метеорологических исследований, образец 1956 года.