ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСЛЕПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ. И ВЫПОЛНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ

§ 1. ПОСЛЕПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Послеполетная подготовка является — основным и наибо­лее ответственным этапом подготовки вертолета к очеред­ным полетам. Она может проводиться в один или в два этапа.

В том случае, когда после окончания полетов имеется достаточно времени для выполнения полного объема работ, послеполетная подготовка проводится в один этап (в конце летного дня). Если времени мало, эта подготовка может проводиться в два этапа. На первом этапе (в конце летного дня) приводят вертолет в исправное состояние, а на втором этапе (на следующий день после полета) выполняются все остальные работы.

Послеполетная подготовка в один этап проводится и в том случае, когда этого требует характер выполняемых за­дач. При решении вопроса об этапах подготовки вертолета к очередному полету необходимо исходить из того, чтобы авиатехника в каждом конкретном случае как можно бы­стрее была подготовлена к полету.

Качество и быстрота выполнения послеполетной подго­товки во многом зависят от правильной расстановки и под­готовки личного состава к проведению этой работы, а также от распределения средств аэродромного обслуживания авиа­техники. В организации этой работы большая роль при­надлежит технику и инженеру.

Основными элементами послеполетной подготовки вер­толета являются:

— заправка его топливом, маслами и газами;

проведение послеполетного осмотра и устранение вы­явленных при этом неисправностей.

По окончании полетов после заруливания вертолета на стоянку летчик должен сообщить технику (механику) о том, как работали в полете силовая установка, несущая система и трансмиссия. Если в полете были обнаружены неисправности, летчик должен сообщить технику (меха­нику), на каком режиме работы двигателя или режиме полета они появились, характер их проявления и т. д.

На основании замечаний летчика техник (механик) вер­толета должен подробно проанализировать неисправность, установить причину ее появления при помощи имеющихся в эксплуатации средств контроля работы техники и устра­нить эту причину. При необходимости (после предвари­тельного осмотра дефектных мест) вертолет устанавли­вается на специальную площадку, оборудованную крепеж­ными точками, закрепляется на этой стоянке и опробуется «на привязи».

Примечание, Опробование вертолета на режиме висения не рекомендуется.

В зимних условиях после заруливания вертолета на стоянку нужно произвести разжижение масла в маслоси — стемах двигателя и редукторов в соответствии с требова­ниями инструкций.

В том случае, когда не предусматривается проведение работ на авиатехнике, связанных с разрядкой систем, не­обходимо произвести заправку вертолета топливом, масла­ми и газами.

Заправка баков вертолета топливом производится из топливозаправщика. Водитель топливозаправщика должен быть хорошо проинструктирован в отношении соблюдения правил подъезда к вертолетам, особенно к тем, у которых несущие винты расположены низко и имеют большое коли­чество лопастей. Это делается для предотвращения повре­ждения вертолета.

Перед заправкой баков вертолета топливом следует убе­диться в его кондиционности по данным паспорта и взя­тием проб из отстойника топливозаправщика и из раздаточ­ного пистолета. В полевых условиях топливо для пробы на­ливается в прозрачную стеклянную емкость и просматри­вается на глаз. Наличие в топливе воды, механических при­месей или кристаллов льда (зимой) при этом легко обнару­живается. При необходимости более тщательного контроля кондиционности топлива оно направляется в лабораторию ГСМ.

Затем проверяется по формулярам общая наработка фильтров топливозаправщика и выполнение регламентных работ на них, а также состояние фильтра раздаточного пи­столета. Затем проверяется пломбировка фильтра, залив­ной горловины и других люков топливозаправщика.

Вертолет и топливозаправщик перед началом заправки должны быть надежно заземлены. При отсутствии зазем­ления может произойти искровой разряд между раздаточ­ным пистолетом и горловиной бака, так как образующиеся заряды статического электричества отводиться в землю не буд> т.

У вертолета устанавливается противопожарный инвен­тарь.

В целях обеспечения противопожарной безопасности заправка вертолета при грозовых разрядах, работающих двигателях, при проворачивании коленчатого вала двига­теля, включенном зажигании или включенных других источ­никах энергии запрещается.

При необходимости заправки вертолета во время дождя, снега или ветра требуется принять меры, предупреждаю­щие попадание в топливные баки воды, снега или пыли. Горловины баков в этом случае закрывают специальным чехлом.

При заправке баков топливом техник (механик) должен не допускать избыточного давления в раздаточном шланге. Для этого пистолет топливозаправщика нужно открывать непосредственно перед включением насоса, а перед закры­тием пистолета следует подать команду водителю о выклю­чении насоса.

Примечание. При заправке бака вертолета этилированным бензином техник (механик) должен стоять с подветренной стороны.

Переполнение бака при заправке не допускается. Уро­вень топлива в баке должен обеспечивать свободу его рас­ширения при эксплуатации в условиях повышенных темпе­ратур. Оставшееся в шланге пистолета топливо по оконча­нии заправки должно быть откачано в топливозаправщик, насос которого для этой цели включается на обратный ход. Затем проверяется состояние прокладок под пробки гор­ловин топливных баков и пробки плотно закрываются. При недостаточно плотном закрытии пробок не исключена воз­можность отсоса топлива из бака в полете.

При наличии на вертолете нескольких топливных баков по окончании заправки горловину бака не закрывать до

тех пор, пока топливо в заправляемом баке не установится на постоянном уровне.

При заправке систем маслом (если оно было накануне полностью слито) необходимо открыть сливные краны, что­бы исключить образование в системе воздушных пробок. Закрывают краны только после того, как из них полной струей потечет масло.

При заправке маслосистемы горячим маслом (зимой) рекомендуется сливать через сливной кран 5—7 л масла, пока не пойдет горячее масло. Это делается для обеспече­ния лучшей смазки трущихся поверхностей деталей двига­теля.

Объем заливаемого масла должен точно соответствовать требованиям инструкции. Отступления от нормы в сторону увеличения или уменьшения количества масла недопустимы. При недостаточном количестве масла в баке оно быстрее нагревается, вязкость его падает, давление масла умень­шается, а его расход звеличивается (сгорает в камере сго­рания;. Все это приводит к повышенному трению в подшип­никах, интенсивному нагарообразованию на свечах и преж­девременному выходу их из строя.

При избытке масла в баке пеногасящее устройство бака может перестать работать, что приведет к усиленному це­нообразованию масла и выбросу его через дренаж.

Перед заправкой бортовых баллонов сжатым воздухом нужно убедиться, что аэродромный баллон заряжен сжа­тым воздухом, а не другими газами (по окраске и надписи на баллоне).

В связи с тем что воздух в аэродромных баллонах нахо­дится под давлением 120—150 атм, удары по баллонам или гайке штуцера твердыми предметами, а также удары бал­лонов друг о друга или о землю недопустимы. Чтобы исклю­чить попадание воды в воздушную систему, перед зарядкой баллон следует наклонить в сторону головки на 15°, от­крыть на короткое время вентиль для слива конденсата, после чего установить баллон головкой вверх. Зарядные шланги перед подсоединением их к бортовой сети нужно тщательно продуть.