Подбор и подготовка карт
Подбор и подготовка карт заключается в выборе масштаба, листов карт, охватывающих заданный маршрут, в зависимости от скорости и высоты полета, прокладка маршрута на карте в виде линий пути, проходящих через все заданные поворотные пункты маршрута. Кроме того, иа карту наносятся различные обозначения, повышающие информативность карты. Масштаб выбирается в зависимо стн от назначения карт. Они делятся на полетные, бортовые, специальные и радионавигационные.
Объем и особенности подготовки полетных карт в каждом случае определяются характером выполняемого полетного задания, однако во всех случаях на полетные карты необходимо наносить (рис. 13.1):
пункты маршрута (ИПМ, ППМ, КПМ) и пункты обязательных донесений в виде треугольников высотой 4.—6 мм;
липни заданного пути и расстояния между пунктами (в разрывах ЛЗП, в прямоугольниках);
при выполнении полетов с орто — дромическими курсовыми приборами — ортодромическне магнитные (истинные) путевые углы (ОМПУ, ОПУ), измеренные от опорных меридианов, и текущие МПУ — начальные (на участках маршрута большой протяженности повторяются при изменении на 3—5°) вдоль ЛЗП со стрелкой в направлении полета;
при выполнении полетов с локсодромическими курсовыми приборами — магнитные путевые углы, измеренные от средних меридианов участков маршрута. В этом случае иа участках маршрута большой протяженности выбираются характерные контрольные ориентиры через 50— 200 км, рядом с которыми указываются новые значения МПУ;
максимальные абсолютные высоты в полосе по 50 км в обе стороны от оси маршрута. В районе аэродрома в радиусе 50 км от КТА (в прямоугольниках черного цвета);
значения магнитных склонений в районе аэродрома и на каждом участке маршрута (в окружностях диаметром S мм), через 2—3°;
условные изображения ВПП в виде отрезков, расположенных в окружностях размером 3—6 мм, обозначающих аэродромы, в направлении
истинных посадочных путевых углов;
линии ограничительных рубежей (пеленгов, азимутов);
границы районов УВД и их наи меноваиия;
профиль рельефа при полетах в горных районах для самолетов с ГТД наносится на участках снижения и набора высоты, для самолетов с ПД — по всему маршруту с горной местностью. Профиль наносится на полетной карте или отдельном листе бумаги в полосе по 25 км в обе сто-
ромы от оси трассы — для полетов по ППП и в пределах ширины трассы для полетов по ПВП н ОПВП.
Дополнительно в зависимости от состава навигационного оборудова ния ВС и характера выполняемого задания па полетные карты наносится:
ОМПУ (ОПУ) от опорных меридианов у каждого ППМ с указанием долготы опорного меридиана. ОМПУ наносятся рядом с начальным мери дианом, МПУ — перпендикулярно с ним, а ОПУ — вдоль линии пути в скобках;
поправки для коррекции гнроско пнческих курсовых приборов при полете с ортодромнческими путевыми углами (в кружках у меридианов, справа от ЛЗГІ на удобном расстоянии);
азимутальные круги (секторы) с центрами в точках расположения РТС’. Оцифровка азимутов и расстояний выбирается таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая точность определения їМС (линии положения):
расстояния до радиолокационных ориентиров, а вдоль ЛЗП — до ППМ (ПОД) от траверза РЛО.
аэронавигационные данные, условные обозначения наземных РТС и ;ругая информация, необходимая для выполнения полета
Для повышения наглядности по летных карт рекомендуется наносить: черным цветом — пункты маршрута ПОДы, ЛЗП, расстояния, ОПУ, опор ные меридианы, высоты, изображения ВПП и др.; красным цветом —ОМПУ, МПУ. магнитные склонения, ограничительные рубежи, пеленги, азимуты, азимутальные круги; желтым цве — том — радиолокационные орненти ры; зеленым цветом — границы рай онов УВД и их названия.
Обеспечение самолетовож тения транспортных ВС нретусматрипает использование молу маршрутных карт, на которые топографическим способом нанесен минимум навигационной информации. Поэтому карта не трс буст дополнительной і рафическон ра боты.
Бортовые карты предназначены для обеспечения самолетовождения в
случаях, когда ВС вынуждено выходить за пределы полетной карты, для полета на незапланированный запасный аэродром, восстановления ориентировки н в других случаях, а также для применения радио — и астронавигационных средств. Из этих соображений бортовые карты должны охватывать достаточно широкую (700— 1500 км) полосу относительно заданного маршрута. В качестве бортовых находят применение карты масштаба 1 : 2 000 000 и 1 4 000 000 На бортовую карту наносят: основные маршруты, в том числе и для ухода на за пасные аэродромы, радиотехнические навигационные средства в виде условных обозначений; азимутальные круги (секторы) с центром в местах размещения РНС и средств УВД; значения магнитных склонений по маршруту и на меридианах расположения радиотехнических средств.
К специальным картам относятся (микрофильмы), используемые в индикаторах навигационной обстановки (НПО) и автоматических планшетах навигационных комплексов, которые подбираются в зависимости от маршрута полета Масштаб их определи ется типом навигационного комплекса. К специальным относятся также топографические карты и планы, используемые при полетах по выиолне нию авиационных работ.
Радионавигационные карты являются документом аэронавигационной информации и используются при иод готовке и выполнении полетов. 11а карте графически наносятся основные сведения о пунктах УВД, воздушных трасс СССР, аэродромах и их оборудовании средствами связи и навигации. «Нарезка» листов радионавигационной карты произведена на всю территорию СССР и издается 11 лис тон этой карты. Номенклатура карты состоит из номера соответствующего листа регламента, сведения из которого нанесены на карту, и юнолни — гельнон цифры I, 2 или 3 н зависимости от числа листов карты, перекрывающих район действия регламента. Например, 11—3 означает третий лист в зоне дейсівии регламента номер II (рис. 13.2).
В зависимости от насыщенности районов воздушными трассами и от носящейся к ней информации, пять листов издаются в масштабе 1 : 2 000 000, а шесть листов — в мае штабе I 4 000 000. Они не подлежат склейке. В местах перекрытия объем наносимой информации сокращен. В процессе подготовки к полету использовать листы карты, ие сверен ные с контрольными экземплярами, запрещается.