Особенности оптико-визуального контроля некоторых деталей

При использовании оптических приборов перемен­ного увеличения либо комплектов приборов различного увеличе­ния контроль начинают с малых увеличений. Это дает возмож­ность выбрать на детали опасный участок, оценить его состояние и обнаружить крупные повреждения. Малое увеличение облегчает наводку на резкость и выбор освещения. После исходной уста­новки прибора и грубой наводки на резкость уточняют фокуси­ровку и осматривают зону контроля. Затем при необходимости осмотр повторяют при большем увеличении.

На эффективность ОВ контроля существенное влияние оказы­вают освещенность деталей и направление освещения. При верти­кальном освещении деталей можно увидеть риски и другие следы скольжения на их поверхности. Углубления имеют блестящую поверхность и поэтому зеркально отражают свет, а валики ме-

талла вокруг них имеют шероховатую поверхность и поэтому диф­фузно отражают свет. Линии трещин зеркально свет не отра­жают и при вертикальном освещении отличаются от рисок. Боко­вое и наклонное освещение увеличивает впечатление рельефа вследствие появления теней от неровностей. При этом освещении на светлой поверхности металла легче обнаружить поры, корро­зионные язвы, заусенцы и другие повреждения, связанные с из­менением микрорельефа поверхности.

Особенности оптико-визуального контроля некоторых деталейОсобенности оптико-визуального контроля некоторых деталей

Рис. 2.15. Выбор направления освещения и положения
демонтированной детали при оптико-визуальном контроле
(максимум отраженных лучей не попадает (а) и попадает
(о) в поле зрения прибора):

/ — бинокулярный микроскоп; 2 — деталь; 3 — лю минесцентн ые
лампы дневного света: 4 — светорассеивающий экран

Для повышения контраста темных дефектов на светлой поверх­ности металла кратковременно можно применять такое направле­ние освещения и положение детали, при которых в поле зрения прибора попадает максимум отраженных лучей (рис. 2.15). Дли­тельное применение такого освещения не допускается из-за ослеп­ления и быстрой усталости глаз.

Оптико-визуальный контроль деталей и узлов на самолете имеет ряд специфических особенностей. Лопатки I ступени ротора осевого компрессора осматривают со стороны входного канала двигателя, а лопатки последней ступени ротора турбины —со сто­роны реактивной трубы. Перед осмотром лопатки, к которым имеется непосредственный доступ, протирают чистой ветошью, смоченной бензином Б-70. Лопатки освещают переносной лампой ПЛ-36, ПЛ-64 или лампой-фарой ФР-100. При контроле лопа­ток с темной поверхностью, а также лопаток, удаленных от глаз на 250—300 мм и более, лампа-фара предпочтительнее. Лампу, фару можно разместить на подвижной тележке (двухколесной); которую с помощью штанги продвигают вдоль реактивной трубы двигателя. Лампу-фару устанавливают так, чтобы сосредоточить световой пучок на осматриваемых лопатках ротора.

Осмотр лопаток проводят с применением обзорных, складных карманных или телескопических луп или биноклей. Положение

руки с лупой стабилизируют: при контроле доступных лопаток рукой, держащей лупу, опираются на поверхность проверяемой лопатки; при осмотре удаленных лопаток руку или рукоятку теле­скопической лупы опирают на детали, например на форсажную камеру, на корпус реактивной трубы и т. д. Бинокль укрепляют на съемном кронштейне. Ротор при осмотре целесообразно медленно вращать для изменения направления осмотра и освещения лопа­ток и для их более полного обзора.

Осмотр лопаток II и последующих ступеней компрессора и тур­бины, не доступных для осмотра со стороны входного и выходного каналов двигателя, проводят с помощью эндоскопов через специ­альные смотровые. окна,’лючки, или через отверстия под болты крепления лопаток соплового аппарата (в зависимости от типа авиационного двигателя).

Оптико-визуальный контроль лопаток на двигателях, конструк­ция которых позволяет его осуществлять, имеет следующие особен­ности. Контроль проводят два специалиста, один из которых ос­матривает лопатки, а второй по его команде проворачивает ротор двигателя. Перед вводом эндоскопа в двигатель включают осве­титель и убеждаются, что лампочка горит. Затем эндоскоп вводят в двигатель и осматривают лопатку одной из ступеней ротора тур­бины или компрессора, перемещая объектив эндоскопа вдоль ее кромки. При обнаружении дефекта или участка кромки, на кото­ром подозревается его наличие, эту лопатку осматривают по­вторно. При использовании эндоскопа со сменными окулярами и поворотной объективной призмой лопатку осматривают, изменяя увеличение и положение призмы. При осмотре могут быть обна­ружены обрывы пера лопаток, крупные раскрытые трещины, за­боины, деформация кромок и другие дефекты.

Мелкие трещины усталости на кромках лопаток при ОВ кон­троле с помощью эндоскопов не выявляются вследствие наличия загрязнений, коррозии, смолистых отложений, а также из-за низ­кого контраста и малой ширины раскрытия трещин.

Для осмотра силовых узлов планера и деталей системы управ­ления самолетов применяются оптические приборы, тип которых выбирают в зависимости от целей контроля и степени доступности проверяемых объектов.

Во всех случаях контроля обеспечивают высокую освещенность осматриваемых деталей — примерно до 4000—5000 лк. Такая ос­вещенность деталей является непременным условием эффектив­ного ОВ контроля.

Глава З

Оставьте ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>