ФИРМЫ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫХ САМОЛЕТОВ

В конкурентной борьбе по созданию мощных, надежных, эко­номичных и относительно дешевых двигателей для широкофюзе­ляжных самолетов В-747, DC-10, L-1011 приняли участие три компании западного авиационного двигателестроения: «Роллс-

Ройс» (Англия), «Дженерал электрик» и «Пратт-Уитни» (США). Такими двигателями стали RB-211, CF-6, JT9-D (рис. 7.1).

Фирма «Роллс-Ройс» — крупнейший производитель газотурбин­ных двигателей в Великобритании — основана в 1906 г. Фирма имеет шесть отделений, пять из которых заняты производством авиационных двигателей: «Аэро Инджин дивижн», «Бристоль Инджин дивижн», «Смолл Инджин дивижн», «Индастриал энд Мэрайн Гэс турбин дивижн» (ракетные двигатели) и «Мотор Кар Дивижн» (двигатели легких самолетов).

Рис. 6. 6. Механизированные склады для хранения и выдачи:

(—деталей сборочных цехов; б—пресс-форм и другой оснастки; е—жузивчиых штампов

Двигатели RB-2I1 (a), CF-6 (б) и JT-9D (в) для широко- фюзеляжных самолетов

Несколько лет назад на ней было занято 98 000 человек, при­чем свыше 50 000—работало в производстве авиационных двига­телей, 18 000 — занималось исследовательской и конструкторской работой. Более 80% всего товарооборота, составляющего 300 млн. фунтов стерлингов, компания получает от производства авиацион­ных двигателей (по данным 1972 г.).

Фирма изготовляет турбовентиляторные, турбореактивные, тур­бовинтовые, поршневые, прямоточные воздушно-реактивные, ра­кетные и другие двигатели.

В производстве двигателя RB-211 участвуют многие специали­зированные фирмы как поставщики заготовок, полуфабрикатов или деталей.

Вид поставок

Корпус камеры сгорания.

Корпус вентилятора………………………..

Лопатки турбовентилятора. . .

Вентиляторные титановые лопатки и

диски…………………………………………………….. .

Диски вентилятора…………………………..

Диски, кольцевые детали……………….

Валы КНД и КВД……

‘ Подшипники. . . . .

Всего фирмой «Роллс-Ройс» изготовлено свыше 80 тысяч газо­турбинных двигателей различных типов.

Налажено серийное производство турбовентиляторных двига­телей «Трент», «Спей», «Конвей» и двигателей других типов. Большинство двигателей этой компании используется на самоле­тах «Фантом» и др.

Фирма «Роллс-Ройс» сотрудничает со многими странами мира. По совместным соглашениям изготавливаются такие двигатели, как TF-1141 («Аллисон»), «Олимпус-593» и М45Н (SNECMA), «Адур» («Турбомека»), турбовентиляторный двигатель RB-193 (МГИ) и RB-199 («Турбо Унион»). Двигатель RB-199 является усо­вершенствованным трехвальным турбовентиляторным двигателем.

В 1968 г. фирма «Роллс-Ройс» заключила контракт с фирмой «Локхид» на поставку двигателя RB-211-22 и запасных частей для 181 самолета L-1011 «Тристар» на сумму 650 млн. долл. В процессе работы над двигателем RB-211 затраты с запланиро­ванных 156 возросли до 400 млн. долл. В 1971 г. в связи с тяже­лым финансовым положением компания была национализирова­на. Продажа завода по производству автомобилей должна была дать средства для укрепления авиадвигателестроительных за­водов.

В начале 70-х годов фирма производила 15—18 двигателей RB-211 в месяц; имеющиеся мощности позволяют выпускать 20 двигателей. При реализации существующих возможностей рас­ширения производства выпуск двигателей через 1,5—2 года может возрасти до 26 единиц в месяц.

Так как цена двигателя в 1968 г. была установлена равной 511000 долл, при импорте в США, то даже с уплатой пошлины око­
ло 6%, двигатель RB-211 мог конкурировать с двигателями того же назначения, выпускаемыми фирмами США.

Фирма «Дженерал электрик» стала выпускать газотурбинные двигатели с 1941 г. совместно с английскими компаниями. С этого же времени фирма начала серийное производство двигателей. В конце 60-х годов произошла реорганизация фирмы с целью уси­ления самостоятельности отделений, связанных с разработкой оп­ределенных видов продукции. Так, было создано отделение «Ком — мершиал Энджин Дивижн», которое разрабатывает двигатели для самолетов гражданского назначения.

В настоящее время более чем на 300 предприятиях компании в 25 странах мира работают 380 000 человек. Фирма выпускает свыше 250 000 наименований изделий.

Специально для широкофюзеляжных пассажирских самолетов на базе двигателя TF-39 разработан турбовентиляторный двига­тель CF-6, который предназначен для самолета DC-10 фирмы «Макдоннелл — Дуглас» и для европейского аэробуса А-300В.

Фирма «Пратт-Уитни»— самая крупная из пяти отделений, четырех филиалов и центральной научно-исследовательской орга­низации, образующих корпорацию «Юнайтэд эркрафт корпо — рейшн». На фирме занято около 40 000 рабочих и служащих.

Со времени выпуска первого турбовинтового двигателя в 1947 г. по 1972 г. фирма изготовила более чем 53622 газотурбинных дви­гателя для военных и гражданских самолетов. К концу марта 1972 г. общая наработка этих двигателей превысила 270 млн. летн. ч на военных и транспортных самолетах. Фирма «Пратт- Уитни» является главным поставщиком турбовентиляторных и тур­бореактивных двигателей для больших и средних транспортных самолетов фирм «Боинг» и «Макдоннелл —• Дуглас». Она изготов­ляет турбовентиляторный двигатель JT9-D, который установлен на самолетах В-747 и DC-10-40. Основным поставщиком двигателей фирме «Боинг» является фирма «Пратт-Уитни».

Глава 8