Катапультное кресло К-36

В конце 1960-х гг. в СССР на заводе «Звезда» под руко­водством генерального конструктора Г. И. Северина было соз­дано катапультное кресло К-36, которое и сегодня находится в серийном производстве.

Кресло К-36ДМ (рис. 69) вместе с НАЗом, высотным комп­лектом кислородного оборудования ККО-5 и высотным морским спасательным комплектом ВМСК на летчике обеспечивает:

размещение в кресле летчика с ростом «сидя» 820…980 мм и бесступенчатое регулирование положения сиденья по росту летчика (в том числе и в полете);

эксплуатационное притягивание летчика к сиденью и стопоре-

/ — заголовник; 2 — стабилизирующая штанга, 3 — пиромеханизм системы стабилизации; 4- пряжка ремня механизма эксплуатационного притягивания плечевых ремней; 5 —лопасть ограни­чителя рук; 6 — пряжка ремня механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней; 7—ручка механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней; 8—механизм эксплуата­ционного притягивания поясных ремней; 9—кресло; 10 — кнопки системы регулирования сиденья; 11 — ручка аварийного включения кислорода; 12 — НАЗ; 13 — ограничитель ноги; 14—ложемент голеней и ног; 15 — ложемент механизма подъема ног; 16 — щиток дефлектора; /7 — ручка ката­пультирования; 18 — замок системы фиксации; 19 — система фиксации; 20—такелажный узел; 21 — свободные концы парашютной системы ние плечевых и поясных ремцей системы фиксации, автомати­ческое стопорение плечевых ремней при отрицательной перегруз­ке более двух единиц, действующей в направлении спина —
грудь, и принудительное притягивание с фиксацией рук, плеч, пояса и ног при катапультировании;

аварийное покидание самолета с помощью вытягивания руч­ки катапультирования в широком диапазоне высот и скоростей в полете, включая взлет и послепосадочный пробег;

автоматическое срабатывание в определенной последователь­ности систем кресла после вытягивания летчиком ручки ката­пультирования;

подачу кислорода для дыхания летчика в течение 4… 11 мин во время спуска после катапультирования или при отказе бор­товой кислородной системы, быстрое наполнение натяжного уст­ройства высотно-компенсирующего костюма (НУ ВКК) при ката­пультировании с высоты более 11… 13 км, а также дыхание кис­лородом в течение трех минут при всплытии из-под воды с глу­бины до 4 м и нахождении на плаву;

обеспечение жизнедеятельности летчика после аварийного покидания или вынужденной посадки (без катапультирования).

На катапультном кресле имеются следующие органы управ­ления:

ручка катапультирования с рычагом стопорения;

ручка механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней (притяг пояса);

ручка механизма стопорения ремней (стопор плеч) с кнопкой фиксации;

переключатель системы регулирования положения сиденья по росту летчика («вверх — вниз»);

ручка аварийного включения кислорода (аварийный кисло­род) (см. рис. 69).

Защита летчика или каждого члена экипажа (на’ многомест­ных самолетах) от возникающих нагрузок, скоростного напо­ра обеспечивается противоперегрузочным костюмом, высотным снаряжением и принудительной фиксацией в кресле.

При катапультировании на скорости свыше 800 км/ч допол­нительная защита летчика от встречного потока воздуха обес­печивается выставляемым вперед дефлектором до выхода крес­ла в воздушный поток из кабины. Выброс кресла на высоту, достаточную для переброса через кили самолета при катапульти­ровании на больших скоростях полета и для наполнения купола спасательного парашюта на малых высотах, ввод спасательного парашюта и отделение летчика от кресла обеспечиваются двухсту­пенчатым КСМ и механизмом ввода парашюта (МВП). Сниже­ние и приземление (приводнение) летчика обеспечивается спа­сательной системой ПСУ-36 (см. рис. 8). Режимы аварийного покидания летчиком самолета МиГ-29 с креслом К-36ДМ пред­ставлены на рис. 70.

При катапультировании на малой скорости при рулении, взлете и пробеге ввод спасательного парашюта обеспечивается

сразу же при приближении кресла к вершине активного участка траектории кресла с летчиком.

При катапультировании на высоте 5000 м кресло поднимает­ся по траектории в стабилизированном, устойчивом положении, проходит над килями самолета, а спасательный парашют вво­дится в начальный момент снижения.

При катапультировании на высоте более 5000 м кресло под­нимается по траектории в стабилизированном положении, сни­жается с незначительным вращением в плоскости телескопи­ческих штанг, спасательный парашют’ вводится на высоте, не превышающей 5000 м.

После автоматического отделения от кресла купол спасатель­ного парашюта наполняется и обеспечивает снижение летчика; жизнедеятельность летчика после приземления (или приводне­ния) и его обнаружение спасательными командами обеспечи­ваются средствами НАЗа, отделяемого от кресла вместе с лет­чиком.

Энергодатчиком кресла является комбинированный стреляю­щий механизм КСМУ-36, который обеспечивает разгон при вы­ходе кресла из кабины и подъем его на необходимую высоту, ввод дефлектора системы дополнительной защиты от воздуш­ного потока, ввод спасательного парашюта и отделение кресла от спасаемого летчика.

КСМУ состоит из двухтрубного стреляющего механизма — первой ступени, порохового реактивного (ракетного) двигателя — второй ступени и механизма ввода парашюта. Первая ступень КСМУ предназначена для разгона кресла в направляющих, вторая ступень — для сообщения креслу дополнительного им­пульса, обеспечивающего безопасную траекторию катапультиро­вания. Механизм ввода парашюта катапультного кресла (МВП) — энергодатчик, обеспечивающий отстрел заголовника при разделении кресла.

На кресле применена спасательная система ПСУ-36, состоя­щая из спасательного парашюта со щелевым куполом пло­щадью 60 м* и 28-ю стропами, соединенными со свободными концами. Купол укладывается в чехол, закрепляется к его вер­шине разрывным звеном и размещается в камере контейнера заголовника.

Подвесная система ПСУ-36 обеспечивает связь летчика с куполом парашюта, равномерное распределение нагрузок, воз­никающих как при раскрытии купола парашюта, так и при наг­рузках от резкого торможения при вынужденной посадке само­лета, а также для крепления НАЗа.

Подвесная система ПСУ-36 обеспечивает, кроме того, креп­ление летчика к катапультному креслу. Когда спасательный парашют вводится в воздушный поток при отстреле заголовника, резаки системы разделения, перерезая ремни механизмов при­тягивания — плеч и пояса, освобождают подвесную систему от связи с креслом.

При движении заголовника чехол стягивается с купола, отрывая разрывное звено, а купол вводится в поток воздуха и наполняется, обеспечивая безопасное снижение летчика.

Система управления катапультированием обеспечивает: электромеханическое включение пиромеханизма системы фик­сации и пиромеханизма первой ступени КСМ;

электрическое и механическое включение пиромеханизмов бортовой системы аварийного сброса фонаря самолета;

электрическое включение электропиропатрона светофильтра ЗШ (для шлема с автоматическим опусканием светофильтра);

включение части цепей сигнала электропиропатрона пирокла­пана системы дополнительной защиты от воздушного потока;

включение цепи сигнала в бортовом самописце аварийных режимов и параметров полета об аварийном покидании самолета.

Система фиксации в полете удерживает летчика в кресле, а при катапультировании принудительно фиксирует его, притя­гивая плечи, пояс, ноги и ограничивая разброс рук. Эксплуа­тационная фиксация осуществляется механизмами притягивания плечевых и поясных ремней, управляемыми ручками. Механизм эксплуатационного притягивания плечевых ремней, ограничивая ход ремней, препятствует свободному перемещению летчика в направлении полета и удерживает его от удара о приборную доску при случайных перегрузках, а механизм притягивания поясных ремней, втягивая ремни, дополнительно прижимает лет­чика к сиденью кресла. При возникновении перегрузки в нап­равлении спина — грудь, превышающей единицу, механизм при­тягивания плечевых ремней автоматически стопорит ремни, удер­живающие летчика.

При катапультировании система управления включает пиро­механизм и под действием газов пиропатрона этого пиромеха­низма срабатывают механизмы подъема ног, механизм притя­гивания плечевых ремней, ограничители разброса рук и меха­низм дотяга пояса. Механизмы подъема ног приподнимают ко­лени летчика, механизмы притягивания плечевых и поясных ремней, втягивая ремни, прижимают члена экипажа к сиденью, а ограничители разброса рук, развернув лопасти, обжимают руки. После срабатывания все механизмы стопорятся, надежно фиксируя летчика. Голова в ЗШ располагается в заголовнике, а руки — на поручнях, удерживая ручки катапультирования.

При движении кресла в направляющих рельсах кабины самолета фалы, подсоединяемые к переходнику первой ступени КСМУ, втягивают притяги, фиксирующие ноги члена экипажа в ложементах голеней при ходе ^кресла 870…930 мм.

Система стабилизации обеспечивает креслу постоянное по­ложение при катапультировании с момента отделения от само­лета до ввода спасательного парашюта и разделения. Система стабилизации состоит из двух телескопических штанг со стаби­лизирующими парашютами СП-36 площадью 0,06 м2 каждый, пиромеханизма, привода включения пиромеханизма и трубопро­вода.

Система ввода парашюта и разделения кресла дает коман­ду на отстрел заголовника и освобождает летчика от связей с креслом при вводе спасательного парашюта. Система включает в себя катапультный парашютный автомат типа КПА-4М с тягой включения, парашютный полуавтомат типа ППК-1М, парашютный полуавтомат типа ППК с тягой включения, меха­низм ввода парашюта КСМ, канаты уборки ограничителей разб­роса рук, левый и правый резаки ремней механизма притягива­ния поясных ремней, левый и правый резаки притягов ног и демп­фер. Парашютные полуавтоматы, работая совместно с катапульт­ным парашютным автоматом, подают команду на отстрел заго­ловника при достижении креслом скорости и высоты, допусти­мых для ввода спасательного парашюта и отделения летчика от кислородной системы кресла, а резаки ремней механизмов при — тяга плеч, пояса, притяга ног и ограничители разброса рук ос­вобождают летчика от связи с креслом, используя для сраба­тывания силу отдачи, возникающую при отстреле заголовника.

Парашютные полуавтоматы ППК-1М-Т и ППК-У-Т одинако­вы по устройству и состоят из часового механизма со шкалой времени, анероидного устройства со шкалой высот, вытяжного устройства с силовым стальным канатом и различаются диа­пазонами настройки высоты и времени. Каждый прибор вклю­чается выдергиванием гибкой шпильки и срабатывает в зави­симости от заданных часовому механизму времени, а анероид — ному устройству — высоты.

Катапультный парашютный автомат КПА-4М срабатывает с задержкой времени, зависящей от скорости полета самолета перед катапультированием. Принцип действия прибора основан на преобразовании величины скоростного напора и задержке срабатывания временного механизма.

Система регулирования сиденья по росту летчика служит для установки сиденья в положение, обеспечивающее членам экипажа, имеющим рост в положении сидя 820…980 мм, удоб­ное для работы и обзора размещение в кабине самолета. Поло­жение члена экипажа в кресле должно быть таким, чтобы поло­жение его глаз по высоте совпало с линиями визирования, нане­сенными на мягкой обшивке ложемента заголовника.

Система регулирования сиденья по росту летчика управ­ляется переключателем, расположенным на правой боковине чаш­ки сиденья. Диапазон регулирования положений сиденья сос­тавляет 160 мм. Кислородная система соединяет высотное сна­ряжение (ВС) члена экипажа с бортовым кислородным обору­

дованием, бортовыми системами ППУ и вентиляции снаряжения и обеспечивает летчика или членов экипажа кислородом ава­рийного запаса.

Кислородная система состоит из объединенного разъема ком­муникаций ОРК-11У и блока кислородного оборудования БКО с кислородным баллоном и манометром. ОРК закреплен на левой (по полету) боковине профилированной крышки сиденья, а блок кислородного оборудования, баллон и манометр — во внутренней полости крышки. В случае отказа БКО каждый член экипажа может включить кислородную систему кресла вытягиванием ручки, расположенной на правой стороне чашки сиденья.

Носимый аварийный запас предназначен для поддержания жизнедеятельности и облегчения поиска каждого члена экипажа после катапультирования или вынужденной посадки. На кресле применяется НАЗ с автоматическим радиомаяком «Комар-2М» и спасательным надувным плотом ПСН-1. Спасательный плот, автом. і піческий радиомаяк и ранец НАЗ-7М соединены 13-мет­ровым фалом и уложены в свободную от кислородной системы кресла секцию профилированной крышки чашки сиденья.

В ранце НАЗа размещены: продуктовый запас, лагерное сна­ряжение, средства сигнализации и медицинские средства. При вводе спасательного парашюта и разделении кресла профилиро­ванная крышка с уложенным НАЗом выходит из чашки сиденья, освобождая радиомаяк и спасательный плот.