ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫХ САМОЛЕТОВ США

Самолетостроительные фирмы «Боинг», «Макдоннелл — Дуг­лас» и «Локхид» для производства широкофюзеляжных самолетов В-747, DC-10 и L-1011 в конце 60-х годов создали специальную авиационную индустрию, обеспечивающую суммарное производст­во 20—23 самолетов в месяц.

Каждой фирмой были построены дополнительные площади размером 1—1,5 млн. м2, в том числе сборочные заводы площадью более 370 тыс. м2 в г. Эверетте («Боинг»), Лонг-Биче («Макдон — нел — Дуглас») и Палм-Дейле («Локхид»), заводы по механиче­ской обработке крупногабаритных деталей (панелей крыла раз­мером 3×35 м, стрингеров длиной до 35 м и др.), а также отдель­ные корпуса площадью от 30 до 60 тыс. м2 для новых технологических процессов (производства клееных и сотовых конструкций в г. Оберне, деталей интерьера пассажирской каби­ны, клепки крупногабаритных узлов и др.).

Ряс. 6.1. Распределение промышленных площадей крупнейших аэрокосмических
фирм США за период с 1965 по 1972 гг.:

О—общая площадь, млн. м2; ЁЭ—собственные, %; В—государственные. %;|~1-арен-
дуемые у других фирм, %

Фирма «Боинг» приступила к строительству завода оконча­тельной сборки стоимостью 200 млн. долл, в г. Эверетте 1 августа 1966 г.

К 1972 г. фирмы США располагали производственными мощно­стями (рис. 6. 1), достаточными для выполнения всех имевшихся тогда заказов. Фирмы освоили площади, специально предназна­ченные для производства широкофюзеляжных самолетов (табл. 6. 1), так как по высоте, ширине пролетов и допускаемым крано­вым нагрузкам существующие корпуса не могли быть использо­ваны из-за больших габаритных размеров неразъемных конструк­ций крыла и фюзеляжа, панелей крыла и других агрегатов.

Таблица 6.1

Количество производственных площадей и численность персонала, занятого производством широкофюзеляжных самолетов США в 1971—1972 гг.

Фирма

Площадь для вы* пуска широко — фюЗеляжных пассажирских самолетов, .тыс. ма

Численность персонала, тьсс. чел.

Удельный вес субподрядных поставок, % от стоимости

«Боинг»

700

27,0

52

«Макдоннелл — Дуглас»

600—700

26,0

45

«Локхид»

600—700

21,0

40

Рас. 6.2. Размещение магистральных сетей в проходном тоннеле производст-
венного корпуса на фирме «Боииг>

Новые технологические процессы склеивания, изготовления де­талей интерьера самолета и применение новых материалов предъ­являют высокие требования к чистоте, температуре и влажности воздуха в производственных помещениях.

Во всех вновь построенных производственных зданиях и соору­жениях обеспечено оптимальное сочетание объемно-планировоч­ных и конструктивных решений зданий с функциональным их на­значением и учетом возможности дальнейшего расширения заво­дов; обеспечена гибкость планировки помещений; проходные тоннели использованы для прокладки магистральных сетей (рис. 6.2). Предусмотрен необходимый резерв площадей, созданы усло­вия для удобства эксплуатации; предпочтение отдано конструкци­ям и материалам, не требующим особого ухода и ремонта; обес­печен достаточно высокий уровень санитарно-гигиенических условий, освещенности, промышленной эстетики; используются эф­фективные средства очистки воздуха, пылеуловители и специаль­ные фильтры.

На самолетостроительном заводе фирмы «Боинг» в г. Эверетте имеются четыре зоны—складские помещения, производственные корпуса, административные службы (здесь же размещено ОКБ) и аэродром.

При сооружении основных производственных корпусов соблю­ден принцип модульности их конструкции (рис. 6.3,а). Модуль представляет собой конструкцию пролетом около 92 м, высотой 34 м (до верхних строений кровли) и шагом колонн 48 м.

Апрель 1966 г. Июнь №661.

5

В этом блоке в межферменном пространстве монтируются все промышленные разводки, которые стыкуются с основными распре­делительными системами, а также устанавливаются вентиляторы, трансформаторы и другое оборудование. Связанные башенные секции являются конструктивными опорами для ферм, в них раз­мещаются многоэтажные складские помещения. Модульный прин­цип строительства позволяет расширять производственные площа­ди, не мешая действующему производству (рис. 6.3,6). Размеще­ние цехов в здании площадью 372 тыс. м2 блочной конструкции показано на рис. 6. 4.

Фирмой «Боинг» на заводе в г. Эверетте построен корпус-ангар специально для окраски самолетов В-747. Основные строительные параметры этого корпуса такие же, как и у сборочного корпуса (пролет 92 м, высота 27 м). Корпуса механических цехов для об­работки крупногабаритных деталей имеют ширину пролета 48 м и высоту (до нижней части фермы) 15 м.

Новые промышленные здания фирм США, выпускающих широ­кофюзеляжные самолеты, чаще всего построены в виде блоков различных параметров с плоской кровлей. Бесфонарное здание в США дешевле в эксплуатации, поскольку расходы на содержание фонарей (регулярное мытье и замена стекол, уход за кровлей и т. д.) превышают расходы на электроэнергию. Конструкции бесфо — нарного покрытия дешевле, быстрей возводятся, что особенно важ­но с точки зрения сокращения сроков строительства.

Конструктивные решения промышленных зданий, ограждающие их конструкции и отделка весьма просты и сводятся всего к не­скольким типам. Широко применяются ограждающие конструкции

Рис. в. 4. Размещение производственных цехов в здании блочной конструкции иа заво-
де фирмы «Боинг» в г. Эверетте

в виде металлического каркаса и железобетонных навесных пане­лей (рис. 6.5), применяются стандартные элементы и детали (лестницы, двери, ворота, оконные переплеты и т. д.). Инженер­ное оборудование и коммуникации повсюду размещаются в меж­ферменном пространстве.

На всех самолетостроительных фирмах США большое значе­ние придают вопросам складирования. Уровень механизации по­грузочно-разгрузочных работ на складах достаточно высокий. Склады оборудованы различными подъемными механизмами и транспортными устройствами (автопогрузчиками, кранами, штабе — лерами, роликовыми конвейерами, транспортерами и др.), что по­зволяет до минимума сократить обслуживающий персонал. Мате­риальный учет ведется с помощью ЭВМ.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы в основном и вспомогательном производстве также механизированы — цехи обо^ рудованы различными кранами, конвейерами, в том числе и с авто­матическим адресованием грузов, пневмотранспортом для техниче? ской документации и малогабаритных грузов.

■ Количество транспортно-складских рабочих на заводах США составляет 8—10% от общего числа рабочих.

В США широко практикуется объединение корпусов основного и вспомогательного производства, включая энергетические служ­бы, в общие блоки.

На заводах фирм «Боинг», «Локхид» и «Макдоннелл — Дуг­лас», как правило, инженерные устройства размещаются в меж­ферменном пространстве промышленных корпусов, в результате чего экономится 10—15% площади и повышается маневренность планировочных решений.

В производстве широкофюзеляжных самолетов на фирме «Боинг» на одного рабочего приходится от 20 до 100 м2 производ­ственной площади. Это позволяет рационально разместить рабо­чие места, оборудование, крупногабаритную оснастку, склады.

На заводах США до последнего времени для управления скла­дами и производственным транспортом ЭВМ применялись редко. Следует отметить, что на отечественных предприятиях достигнут высокий уровень механизации складов с управлением от систем ЧПУ и ЭВМ, на которых хранятся и выдаются не только детали, но и самый различный инструмент (рис. 6. 6).

Глава 7