Длина подвесной системы

Как было показано в разделе 4.2., смещение вверх центра масс уменьшает «отрицательную ложку* момента тангажа. Этот способ является менее эффективным, поскольку диапазон возможного сме­щения невелик. К тому же его влияние иа другие характеристики устойчивости и управляемости изучено недостаточно, поэтому поль­зоваться этим способом необходимо осторожно.

Другие методы

Из курса механики известно, что установившееся вращение аппарата возможно вокруг оси с наименьшим моментом инерции. Первые дельтапланы имели малое удлинение и большую корневую хорду, вследствии чего минимальный момент инерции у них был относительно оси ОХ. Это явилось одной из причин их неспособности входить в кувырок.

Одним из интересных способов решения проблемы может быть установка слабого звена в конструкции крыла. Известны случаи, когда дельтапланерист выходил из катастрофической ситуации по­сле поломки крыла. В’ этом случае вращение прекращалось, и по­являлась возможность использовать спасательный парашют. Наибо­лее благоприятным можно считать складывание крыла под действием положительной перегрузки, т. е. вверх. Тогда пилот ие запутается в обломках конструкции и может воспользоваться парашютом.

Наконец, можно предложить еще один способ спасения пило­та — это использование спасательиой системы. Анализ динамики входа дельтаплана в кувырок показал, что у пилота мало шансов самостоятельно ввести ее в действие. Это определяется двумя фак­торами:

* очень малое время для принятия решения;

* невозможность для пилота совершать осмысленные действия в развившемся кувырке.

Следовательно, система спасения должна вводится в действие автоматически, без участия пилота, от специальных датчиков. В качестве таковых наиболее подходящими представляются датчики пу и о»г. Действительно, точкой начала необратимого режима кувырка является a, IKf при этом coz < 0 и пу < 0. Использование датчика <ог позволит избежать случайного срабатывания системы спасения при воздействии кратковременного нисходящего порыва.