ОСНОВНЫЕ СИЛЫ И МОМЕНТЫ

Боковое движение дельтаплана происходит относительно осей ОХ и OY и определяется в основном характеристиками устойчивости по крену (поперечная устойчивость) и курсу (путевая или флюгер­ная устойчивость), демпфирующими и перекрестными моментами, а также моментами инерции. Для лучшего понимания физической сущности бокового движения рассмотрим эти характеристики.

Поперечная устойчивость

Под Поперечной устойчивостью понимается способность дель­таплана устранять возникший угол крема. Сам по себе угол крена

не вызывает изменение картины обтекания дель­таплана и не влияет на его характеристик**. Одна­ко при этом нарушается равновесие сил, и подъем­ная сила уже не уравно­вешивает силу тяжести. Под действием равнодей­ствующей (У + G) дель­таплан начинает искрив­лять траекторию движе­ния, двигаясь вправо в сторону опущенной консо­ли, и появляется угол

скольжения. Если поток направлен на дельтаплан со стороны правого опущенного полукрыла, то угол скольжения положительный.

Самостоятельно устранить крен дельтаплан может только тогда, когда При накрейенин и возникновении скольжения появится момент креиа, стремящийся поднять опущенное или, как его еще называют, опережающее полукрыло.

Еще раз отметим, что иа величину момента крен не оказывает непосредственного влияния. Его влияние сказывается через сколь­жение: угол креиа вызывает появления угла скольжения, а послед­ний уже обуславливает возникновение момейта крена. Таким обра­зом, поперечная устойчивость — это способность дельтаплана кре­ниться в сторону, обратную скольжению.

На рисунке показана характеристика поперечной устойчивости дельтаплана. В аэродинамике Используется обычно не сам момент, а его коэффициент, определяемый по формуле:

где Мх — момент крена; q — скоростной напор; 5 — площадь крыла; I — размах крыла.

Принято, что момент, опускающий правое полукрыло — поло­жительный. Таким образом, при накренеиии правого полукрыла вниз угол скольжения положительный (/3;), а появившийся момент крена (т^/) отрицательный. Этот момент стремится поднять опу­щенное полукрыло. Такая характеристика определяет устойчивый по крену дельтаплан, т. е. выполняется условие

т» < 0.

Чем больше по абсолютной величине пА> тем выше устойчи­вость по крену. Поперечная устойчивость зависит от формы и рас­положения крыла относительно центра масс и при перемене режима полета изменяется в широких пределах.