ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ

В практике часто наблюдаются случаи, когда без специальных исследований трудно, а порой и вообще невозможно Определить причины отказа той или иной детали или агрегата авиационной техники. В таких слу­чаях неисправная деталь направляется в лабораторию.

При отборе деталей и агрегатов для лабораторных исследований необходимо помнить, что на исследова­ние обязательно должны направляться не только де­фектные, но и сопряженные с ними детали и агрегаты. Это одинаково важно как для деталей с изломами, так и для любых других деталей, направленных на иссле­дование. Цель таких лабораторных исследований — ус­тановить действительное техническое состояние и рабо­тоспособность деталей и агрегатов, а также истинную причину отказа в работе. Последнее чрезвычайно важ­но, так как без этого невозможно своевременно при­нять необходимые меры по предупреждению подобного рода отказов.

Детали и агрегаты, отправляемые на лабораторные исследования, должны быть аккуратно упакованы, что­бы при транспортировке подвижные узлы и механизмы не моглй взаимно перемещаться. Следует полностью ис­ключить возможность того, чтобы они соприкасались друг с другом или ударялись о тару.

Особенно бережно следует обращаться с деталями, имеющими изломы. Необходимо принимать все меры

для полного их сохранения и предохранения от корро­зии. Как правило, это достигается их тщательной упа­ковкой и надежной фиксацией относительно тары. Мел­кие детали с изломами нужно обертывать чистой мяг­кой ветошью, а пространство между деталями и тарой заполнять мягкими материалами.

При транспортировке крупные детали должны быть закреплены на ложементах с мягкой подстилкой.

Совершенно недопустимо промывать и очищать от грязи, коррозии и смазки детали, направляемые на ла­бораторные исследования. И уж, конечно, ни в коем случае такие детали и агрегаты нельзя разбирать. Всем, кто в какой-то степени связан с выявлением причин от­казов авиационной техники, необходимо твердо пом­нить, что малейшая, на первый взгляд безобидная, не­брежность с агрегатами и деталями,, направляемыми на лабораторные исследования, может сильно затруд­нить, а порой и вообще сделать невозможным установ­ление истинной причины отказа авиационной техники, что в свою очередь может привести к неправильным вы­водам, и принятые меры по предупреждению подобных отказов окажутся неэффективными.

Помимо того, что направляемые на исследование де­тали должны оставаться в том состоянии, в котором они находились после отказа, к ним обязательно должны прикладываться их формуляры или паспорта. В против­ном случае инженер-исследователь будет вынужден за­прашивать недостающую документацию, на что уйдет много времени, и определение причины отказа авиацион­ной техники затянется.

Порядок лабораторных исследований отказов и не­исправностей агрегатов и деталей авиационной техники может быть различным. Ниже приводится вариант та­кого исследования. Например, определяют внешнее со­стояние детали или агрегата в целом, взаимное располо­жение деталей внутри агрегата, работоспособность агре­гата (если возможно), для чего снимают его рабочие характеристики; разбирают агрегат, дефектируют дета­ли и обмеряют их; определяют механические свойства металлов деталей агрегата; проводят металлографиче­ский анализ; определяют химический состав материалов; проводят рентгеновские исследования; анализируют ре­зультаты лабораторных исследований; дают заключение

о работоспособности детали или агрегата непосредствен­но перед отказом и разрабатывают рекомендации по пре­дупреждению причин отказов.

Остановимся подробнее на некоторых особенностях проведения лабораторных исследований.