ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ
В практике часто наблюдаются случаи, когда без специальных исследований трудно, а порой и вообще невозможно Определить причины отказа той или иной детали или агрегата авиационной техники. В таких случаях неисправная деталь направляется в лабораторию.
При отборе деталей и агрегатов для лабораторных исследований необходимо помнить, что на исследование обязательно должны направляться не только дефектные, но и сопряженные с ними детали и агрегаты. Это одинаково важно как для деталей с изломами, так и для любых других деталей, направленных на исследование. Цель таких лабораторных исследований — установить действительное техническое состояние и работоспособность деталей и агрегатов, а также истинную причину отказа в работе. Последнее чрезвычайно важно, так как без этого невозможно своевременно принять необходимые меры по предупреждению подобного рода отказов.
Детали и агрегаты, отправляемые на лабораторные исследования, должны быть аккуратно упакованы, чтобы при транспортировке подвижные узлы и механизмы не моглй взаимно перемещаться. Следует полностью исключить возможность того, чтобы они соприкасались друг с другом или ударялись о тару.
Особенно бережно следует обращаться с деталями, имеющими изломы. Необходимо принимать все меры
для полного их сохранения и предохранения от коррозии. Как правило, это достигается их тщательной упаковкой и надежной фиксацией относительно тары. Мелкие детали с изломами нужно обертывать чистой мягкой ветошью, а пространство между деталями и тарой заполнять мягкими материалами.
При транспортировке крупные детали должны быть закреплены на ложементах с мягкой подстилкой.
Совершенно недопустимо промывать и очищать от грязи, коррозии и смазки детали, направляемые на лабораторные исследования. И уж, конечно, ни в коем случае такие детали и агрегаты нельзя разбирать. Всем, кто в какой-то степени связан с выявлением причин отказов авиационной техники, необходимо твердо помнить, что малейшая, на первый взгляд безобидная, небрежность с агрегатами и деталями,, направляемыми на лабораторные исследования, может сильно затруднить, а порой и вообще сделать невозможным установление истинной причины отказа авиационной техники, что в свою очередь может привести к неправильным выводам, и принятые меры по предупреждению подобных отказов окажутся неэффективными.
Помимо того, что направляемые на исследование детали должны оставаться в том состоянии, в котором они находились после отказа, к ним обязательно должны прикладываться их формуляры или паспорта. В противном случае инженер-исследователь будет вынужден запрашивать недостающую документацию, на что уйдет много времени, и определение причины отказа авиационной техники затянется.
Порядок лабораторных исследований отказов и неисправностей агрегатов и деталей авиационной техники может быть различным. Ниже приводится вариант такого исследования. Например, определяют внешнее состояние детали или агрегата в целом, взаимное расположение деталей внутри агрегата, работоспособность агрегата (если возможно), для чего снимают его рабочие характеристики; разбирают агрегат, дефектируют детали и обмеряют их; определяют механические свойства металлов деталей агрегата; проводят металлографический анализ; определяют химический состав материалов; проводят рентгеновские исследования; анализируют результаты лабораторных исследований; дают заключение
о работоспособности детали или агрегата непосредственно перед отказом и разрабатывают рекомендации по предупреждению причин отказов.
Остановимся подробнее на некоторых особенностях проведения лабораторных исследований.