ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

Для удаления опилок, стружек и других мелких отходов, получаю-, іцихся при механической обработке древесины, применяются пневмати­ческие так называемые эксгаустерные установки.

Эксгаустерная установка представляет собой разветвленный трубо­провод, отдельные ответвления которого заканчиваются приемниками у режущих инструментов станков.

Приемники вследствие создаваемой вентилятором тяги забирают мелкие отходы в момент их образования.

Фиг. 452. Схема всасывающе-нагнетательной пневматической установки.

J— приеивпкн; 2—всасывающий трубопровод: 5— вентилятор; 4~нагнетательный трубопровод;

5—циклон.

Правильно смонтированная эксгаустерная установка автоматически удаляет 93—96% образовавшихся отходов и всю образующуюся пыль при механической обработке древесины. Отходы и пыль транспорти­руются по трубам воздушным потоком при (разности давлений не больше 500 мм вод. ст.

Забирая из ’помещения цеха через приемники у станков воздух, эксгаустерная установка в зимнее время уносит много тепла, поэтому цехи с экс ray стер ной установкой должны быть оборудованы приточ­ной вентиляцией, подающей теплый чистый воздух.

Эксгаустерные установки могут быть выполнены * по следующий схемам.

Всасывающе-нагнетательная пневматическая установка (фиг. 452). Всасывающий разветвленный трубопровод может иметь большое коли­чество разветвлений, заканчивающихся приемниками. Собранные при­емниками отходы вместе с воздухом под действием разности давлений проходят через всасывающий трубопровод, вентилятор, нагнетатель­ный трубопровод и циклон к месту назначения. В этом, случае — кон­струкция вентилятора должна допускать проход через него отходов. Циклон обычно устанавливают над бункером котельной установки или над нагнетательным трубопроводом пневматической установки.

Всасывающе-нагнетательная пневматическая установка с промежу­точным циклоном (фиг. 453). В этом случае собранные приемниками 1 отходы под действием разности давлений, создаваемых вентилятс — чрои 3 в промежуточном циклоне 4 подаются по разветвленному вса­сывающему трубопроводу 2 в промежуточный циклон. Из верхней части промежуточного циклона вентилятор забирает воздух и подает его в нагнетательный трубопровод 5, который проходит под иижним выходным отверстием циклона. Выходное отверстие циклона инжекцН’- окяой загрузочной воронкой 6 герметически соединяется с нагнета^

тельным трубопроводом. Через эту воронку отходы из промежуточно­го циклона попадают в нагнетательный трубопровод, а затем и цик­лон 7 и к месту назначения.

По этой схеме отходы не попадают в вентилятор и ие подвергают­ся разрушительному действию лопастного колеса. Вентилятор можно устанавливать обычного типа.

Всасывающая пневматическая установка (фиг. 454). Собранные при­емниками 1 отходы транспортируются по всасывающему трубопровод

ду 2 в циклон 3 и при помощи питателя 4 выбрасываются в место назначения. Питатель исключает подсасывание воздуха в циклоне 3 при его разгрузке и представляет собой вращающийся барабан спе­циальной конструкции, приводимый в движение от особого электро­двигателя. По этой схеме материал также ие попадает в вентилятор 5. Циклон 6 служит для фильтрации (обеспыливания) выпускаемого в атмосферу воздуха. _ ‘ ■ .

Нагнетательная
пневматическая
установка (фиг. 4 55)

По этой схеме вы­полняют транспортные пневматические уста­новки, которые заби­рают отходы от одной или нескольких цехо­вых эксгаустерных установок и транспор­тируют их в бункер котельной установки.

По этой схеме выполняют транспортные пневматические установки, которые забирают отходы от одной или нескольких цеховых эксгау — стерных установок и транспортируют их в бункер котельной установки, В нагнетательный трубопровод, материал подается через инжекци — онную загрузочную воронку.

Каждая пневматическая установка’ состоит из приемника, трубопро­водов, инжекционноа загрузочной воронки, циклона и вентилятора.

Приемники служат для улавливания пыли и от­ходов. От конструкции приемника зависит работа всей пневматической ус­тановки. При неправиль­ной конструкции и поло­жении приемника отно­сительно режущего ин­струмента не все отходы и пыль будут удаляться при механической обра­ботке древесины.

Формы приемников и их положение на станках зависят от конструкции режущего инструмента и спосо­ба обработки и должны соот­ветствовать направлению есте­ственного движения отходов. Чтобы пыль полностью ■ улавли­валась, приемники должны пере­крывать большую часть режу­щего инструмента. Также и опилки и стружки, вылетая. из — под режущего инструмента, дол­жны целиком попадать в при­емники.

Очертания приемника должны быть плавными, без резких по­воротов.

На фиг, 456 показана кон­струкция и положение прием­ника иа станке с круглой про­дольной пилой, а на фиг, 457— иа рейсмусовочном станке.

Трубопроводы, расположен­ные в помещении, изготовляют из кровельного железа толщи­ной 1 мму наружные—из кровель­ного железа толщиной 1,2 мм. Разветвление трубопроводов в цехе делают при помощи верхней и нижней разводок.

При верхней разводке главную магистраль эксгаустерной установки подвешивают к потолку, а ответвления к каждому станку спускают сверху в виде стояков труб. Большое количество стояков в цехе соз­дает массу неудобств при работе и часто бывает нежелательным.

При иижней разводке в одноэтажных помещениях главную магист­раль укладывают в траншеях пола. Если траншеи сделаны плохо, то

эксгаустерная установка бывает ненадежной, при хорошем выполне­нии траншей установка получается чрезвычайно дорогой.

В одноэтажных помещениях нижнюю разводку целесообразно де­лать при наличии хорошо устроенного подвального помещения. В

многоэтажных помещениях нижняя разводка выполняется прокладкой главной магистрали под потолком этажа, лежащего ниже, с поднимаю* щимися короткими стояками к приемникам у станков через между­этажное перекрытие. При несгораемом междуэтажном перекрытии в

зданиях устройство иижней разводки с пропуском стояков труб через несгораемое перекрытие запрещается.

Проводка ответвлений, соединяющих главную магистраль с прием­никами, не должна мешать работе на станке, его осмотру и наладке. На фиг. 458 показана примерная схема подводки труб к фуговочному станку, /а на фиг. 459 — к рейсмусовочному.

Инжекцнонная загрузочная воронка. В нагнетательном трубопроводе давление воздуха всегда выше атмосферного, и через любое отвер­стие, проделанное на этой трубе, воздух будет выходить в атмосферу. Чтобы осуществить загрузку отходов в пневматическую установку на нагнетательном трубопроводе, необходимо, чтобы воздух из "трубопро­вода ие выходил в атмосферу, а, наоборот, вместе с загружаемыми отходами подсасывался в трубопровод. Это осуществляется примене­нием иижекцноиной загрузочной воронки.

В любом сечении нагнетательного трубопровода энергия потока определяется полным давлением, которое равно пьезометрическому давлению и скоростному напору:

полное давление, пьезометрическое давление;

скоростной напор.

При помощи инжекционной ‘загрузочной воронки, изменяя сечения трубопровода, удается увеличить скорость воздушного потока и в

месте нахождения воронки скоростной напор становится равным пол­ному давлению, при пьезометрическом давлении, равному нулю. При

этом вся энергия воздушного потока преобразуется в кинети­ческую, и через инжекциониую воронку можно загружать отхо­ды и даже забирать некоторое количество воздуха из атмо­сферы.

* На фиг. 460 показан общий вид инжекционной загрузочной воронки.

Циклоны. Циклоны служат для отделения отходов от воз­духа в месте назначения. Они не должны пылить, т. е. выбра­сывать с выходящим в атмосфе: ру воздухом опилки и другие мелкие отходы, и должны иметь невысокий коэфициент сопро­тивления.

Трубопровод перед циклоном делают прямоугольной формы н снабжают диффузором.

На фиг. 461 показан. типовой циклон с ребрами в нижней ча­сти внутренней трубы. Воздух

с отходами, поступая в циклон, попадает в кольцевое пространство, где частицы материала (опилки, стружки, щепа) под действием центре — бежиой силы сначала прижимаются к стенкам наружного цилиндра, а затем падают по конической части вниз.

Воздух перед конической частью резко поворачивается и входит во ^внутренний цилиндр с ребрами. Ребра прекращают движение воз­духа по спирали, заставляя его двигаться поступательно и заполнять ‘все сечение, выходной трубы. ‘

Если воздух при поступательном движении В ‘ВЫХОДНОЙ трубе име­ет скорость не выше 1,0—1,5 м/сек, то опилки и другие мелкие отхо­ды наружу не выбрасываются, т. е. циклон ие пылит. Для осаждения пыли ставят фильтры или пылеосадочные камеры.

Для эксгаустерных установок, где транспортируемые отходы про­ходят через вентилятор, применяют центробежные вентиляторы с от­крытым лопастным колесом, имеющим не больше шести-весьми лопаток.

В тех установках, где транспортируемые отходы в вентиляторы не заходят, применяют вентиляторы для чистого воздуха. Лопастное колесо вентилятора может иметь 24 и больше лопаток.

Расчет пневматических установок сводится к определению скоро­сти движения смеси в трубопроводе, диаметра труб, давления для транспортировки отходов, подбора вентилятора и мощности установки.

[1] В данном параграфе обращается внимание летчика на те особен­ности, которые он должен иметь в виду при осуществлении запуска и опробования двигателя. Наиболее полно запуск и опробование двига­теля изложены в главе «Подготовка вертолетов к полету».

[2] При скорости ветра более 10—12 м}сек руление вертолетов запрещается.

[3] Точно так же в инструкциях по эксплуатации указываются и условия, при которых двигатель и трансмиссия не подогреваются.

[4] Торможение колес производит летчик (ТЄХНИк). находящийся в кабине.

[5] Здесь и далее под названиями В-747, В-707, В-727 и в других аналогичных случаях подразумеваются самолеты Боинг 747, Боинг 707, Боинг 727 и т. д. (Прим. ред.).

[6] Глава 1 написана совместно с В. М. Макаровым.

[7] Все формулы, приведенные в книге, сугубо эмпирические и пригодны толь­ко для приближенных расчетов.

[8] Цифры в таблице соответствуют обозначениям на рнс. 1.4.

ные субподрядчики по программам производства самолетов В-747, DC-10 и L-1011 «Тристар» (большинство субподрядчиков — фирмы США). Технологическое членение указанных самолетов приведено нарис. 1.2—4.4.

Несмотря на широкую кооперацию специализированных фирм, участвующих в производстве широкофюзеляжных самолетов США, трудоемкость и стоимость производства, а следовательно, и цена таких самолетов оказались высокими.

Анализ цен широкофюзеляжных самолетов (табл. 1.5) еще раз подтверждает устойчивость тенденции их роста в течение несколь­ких последних десятилетий. Эта тенденция для пассажирских и транспортных самолетов США выражена следующей приближенной эмпирической зависимостью:

lgC= 1,5+0,06 {N — 1925),

где С — цена одного самолета, переданного в эксплуатацию в год N, тыс. долл.

Цена самолета В-747, эксплуатация которого началась в 1970 г. (ЛС=1970), равнялась 15,8 млн. долл., что оказалось несколько меньше фактических данных (см. табл. 1.5). Стоимость граждан­ских самолетов в США увеличивается в 10 раз каждые 23 года.

Следует отметить, что вместе с увеличением цен на основные пассажирские самолеты США растет их часовая производитель­ность. Статистические данные по динамике роста производительно­сти самолетов до 1975 г. достаточно хорошо аппроксимируются следующей эмпирической формулой:

lg/?=0,053 (N — 1925),

где — производительность одного самолета, переданного в экс­плуатацию в год N, тыс. место-км/ч.

[9] Разброс цен в таблице объясняется некоторым расхождением данных в различных источниках. Инфляция стала одной из причин повышения цен в 1978 г. на самолеты В-747 до 40—55, DC-10 до 30—38, L-1011 до 30 и А-300В до 27 млн. долл. США.

[10] Цена одного самолета по расчету, проведенному в 1967 г., составляла 15,25 млн. долл.

[11] В аэрокосмической промышленности США первые станки с ЧПУ стали применять в середине 50-х годов.

[12] Здесь и Далее приведены итоги за один год по ’31 декабря включительно.

[13] Допустимая величина выступания (западания) потайных головок на по­верхностях, расположенных в аэродинамически критической зоне самолета (па­нели носового отсека фюзеляжа, носовые части крыла и оперения, обтекатели двигателя и др.), — от +0,076 до —0,127 мм.

[14] Мини-ЭВМ —это малогабаритная ЭВМ с усеченным каналом и малой длиной ячейки (как правило, 16 разрядов). Состав аналогичен большой ЭВМ, ио накопители имеют меньшую емкость: МОЗУ до 128 кбайт, диск—1 мли. байт и т. д. Мини-ЭВМ, как правило, позволяет подключать большое количе­ство внешних устройств (датчиков, преобразователей и т. д.), используемых в системах управления технологическими процессами.

[15] Для изготовления стержней отведен цех площадью 1500 м2, выпускающий 15—25 тыс. готовых стержней в неделю. Приготовление рабочей смеси тщатель­но контролируется, процесс изготовления стержней автоматизирован. Облой со стержней снимается твердосплавными шарошками. Спекание стержней ведется в печи фирмы «Биклей». Готовую продукцию проверяют по геометрии на шаб­лонных приборах. Технология обеспечивает получение выходной кромки толщи­ной до 0,38 мм