Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроля

Методы просвечивания авиационных деталей и агрегатов занимают среди других методов дефектоскопии особое место. Они позволяют контролировать детали любой формы, из различных "материалов, обнаруживать внутренние дефекты мате­риала, определять состояние закрытых деталей в агрегатах и ме­ханизмах, которые трудно или невозможно демонтировать для их визуального осмотра или для проверки другими средствами кон­троля.

Применение рентгеновского контроля при разовых профилак­тических осмотрах самолетов и вертолетов в ряде случаев имело решающее значение для поддержания высокой надежности авиа­ционной техники и обеспечения безопасности полетов.

.Основными дефектоскопическими задачами, эффективно ре­шаемыми рентгеновским контролем в эксплуатации авиационной техники, являются:

1. Выявление внутренних дефектов в сварных швах, паяных и клепаных соединениях (непровары, раковины, пористость, трещины, проплавы,. неиропаи,. деформация и "перекос стержня "заклепки и др.). Примером эффективного применения рентгеновского метода для контроля сварных швов в эксплуатации может служить разо­вый профилактический осмотр штырей подвесных топливных ба­ков. На рис. 7.3 приведены вид осевого разреза штыря, на котором стрелкой показан выявленный непровар в кольцевом шве, и его рентгеновское изображение.

2. Выявление скрытых дефектов в слоистых конструкциях, на­пример опасного концентратора, напряжений — технологического отверстия в полке балки крыла, не заваренного на некоторых само­летах при доработке крыла. Обнаружить это отверстие на само­лете без демонтажа узла визуально невозможно, так. как полка балки с одной стороны закрыта стальным фитингом, а с другой — стальной_прокладкой и. дюралюминиевой обшивкой. Трудозатраты на демонтаж и монтаж, узл. а для осмотра детали составляют 300 ч с л. — ч. Рснтгеновским контролем узел проверяют за 1 у. На рис. 7.4 приведена рентгенограмма (позитив), полученная при про­свечивании указанной слоистой конструкции крыла, на которой вы­явлено незаваренное отверстие (показано стрелкой).

Подпись: Рис. 7.3. Осевой разрез штыря подвесного топливного бака, в кольцевом сварном шве которого рентгеновским просвечиванием обнаружен непровар (а), и рентгенограмма штыря (б)

При проведении рентгеновского контроля закрытых кронштей­нов силовых рам фюзеляжа в них выявляют трещины.

3. Определениям-состояния внутренних деталей, их взаимного расположения и скрытых неисправностей в агрегатах, сложных

Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроляузлах, герметизированных бло­чках радио — и коммутационной ап­паратуры и т. д. (неправильный и? ітаж, разрушение, деформа­цій или смещение деталей, чрез­мерный износ и наличие недопу — стгіЦрх люфтов или зазоров, не­соответствие размеров, отказы автоматики и т. д.). Так, напри­мер, рентгеновский контроль эф­фективно применяют для обнару­жения вытяжки тросов из нако­нечников систем тросового управ­ления вертолетом (рис. 7.5) и тросов принудительного раскры­тия парашютов, определения по­ложения внутренней цанги в амортизационных стойках шасси, износа и разрушения сепараторов в закрытых подшипниках, смещения спая, обрывов нити у спая и замыкания нити на корпус в термопарах Т-6, неправильного за-

цепления зубьев шестерен в угловых редукторах крыльевых щит­ков, смещения анероидных коробок в автоматическом распредели­теле топлива АРТ-8 и т. д.

Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроля

Рис. 7.5. Рентгенограмма (пози­тив) наконечников тросового уп­равления вертолетом. Обнаружена вытяжка троса из наконечника в месте его заделки

4. Определение местоположения посторонних предметов и ве­ществ. в труднодоступных местах конструкции, например воды в сотах сотового заполнителя триммера (рис, 7.6), случайно попав-

Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроля

Рис. 7.6. »’Рентгенограмма (пози­тив) участка триммера. Обнару­жена водз в сотах сотового за­полнителя

ших в отсеки гаек, инструмента и других предметов, которые мо­гут привести к отказу систем управления в полете.

5. Выявление глубокой, опасной очаговой коррозии на. внут­ренних поверхностях полых деталей, не доступных для визуаль­ного осмотра — баллонов огнетушителей (рис. 7.7), цилиндров, трубопроводов, штоков клапанов и др.

6. Определение отклонений от заданных размеров внутренних П0Л0СТЄЙ (подрезы, разностепность, неправильная расточка пазов

под, уплотнительные кольца к (другие дефекты механической обра­ботки). Для выявления этих отклонений рентгеноконтролю под­вергают масляные форсунки, масляные трубки, штоки толкате­лей ит. д,

Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроля

Рис. 7.7. Рентгенограмма, полученная при просвечивании баллона огнету­шителя. Обнаружена глубокая кор­розия

Перечисленные задачи также эффективно решаются просве­чиванием различных объектов при исследовании отказавшей авиа­ционной техники. В ряде случаев ПО рентгеновским ИЛИ — рСНИМ-

Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроля

Рис. 7.8. Рентгенограмма (позитив) гид роза м — ка управления закрылками самолета. Обнару­жено заклинивание пружины правого гплро­за мка

кам агрегатов определяют причины отказов их в работе. Напри­мер, при просвечивании гидрозамка управления закрылками вы­явлено заклинивание пружины правого гидрозамка. На рентгено­грамме (рис. 7.8) стрелкой показан открытый клапан слива в ре­зультате заклинивания пружины. Рентгеновским просвечиванием автомата защиты сети (рис. 7.9) установлено, что в нем отсутст­вует пружина регулировочного винта, что привело к самопроиз­вольному срабатыванию автомата в условиях воздействия вибра­ционных нагрузок.

Использование рентгепотелевизионных установок, дающих возможность получать изображения исследуемого объекта на экране телевизионного приемника со значительным увеличением

Области применения и технические возмож­ности рентгеновского контроляРис. 7.9. Рентгенограмма (по-
зитив) автомата защиты сети.
Выявлено отсутствие пружины
регулировочного винта

(до 30—50 раз), особенно эффективно для контроля изделий не­больших размеров (полупроводниковых элементов, микросхем, микроподшипников и т. д.).