Транспорт будущего: городские летательные аппараты: крылатые мечты

Еще 16 лет назад, когда создавался «Автоцентр», мечтой отечественного автомобилиста был подержанный Ford Scorpio на литовских номерах. Сегодня мы все чаще задумываемся о том, что неплохо бы пересесть на летательный аппарат. И мечты эти не такие уж несбыточные.

Проектов городских летательных аппаратов и концепций их использования в мире было уже немало. Один из самых свежих придуман выходцем из СССР, бывшим автомобильным дизайнером. Владимир Пирожков — один из немногих славянских автодизайнеров с мировым именем, работавший в Citroёn и Toyota, — теперь все чаще смотрит в небо и хочет пересадить человечество на авиатранспорт.

Транспорт будущего: городские летательные аппараты: крылатые мечты Не вертолет

Покончив с карьерой автодизайнера в 2007 году и вернувшись в Россию, Пирожков основал компанию «Астраросса», наладил связи с ВПК и приступил к реализации собственных замыслов. Один из них рассчитан на самую широкую аудиторию и в перспективе способен заменить автомобиль — вместе с ровными дорогами, туннелями в горах и прочей неподъемной инфраструктурой. Речь идет о доступном каждому маломестном летательном аппарате. Доступном, в первую очередь, для управления необученными гражданскими разгильдяями вроде нас. Для этого необходимо решить несколько глобальных задач — эксплуатации без аэропортов и других специально подготовленных заведений, автоматизации всех режимов полета, безопасности и адекватной цены. С первой задачей справились за счет вертикального взлета. Казалось бы, что может быть проще вертолета? К сожалению, по ряду причин управлять им куда сложнее, чем самолетом — некий Род Мачадо из США сравнил этот процесс с попыткой балансировать на одноколесном велосипеде. Много ли эквилибристов в вашем офисе? Долго ли, коротко ли, но команда Пирожкова остановилась на схеме конвертоплана — гибрида самолета и вертолета. Суть в том, что винтомоторная группа конвертоплана подвижна относительно фюзеляжа и может устанавливаться в два-три фиксированных положения. Для взлета двигатели с винтами поднимаются вертикально вверх — получается вертолет. При достижении определенной высоты они возвращаются в «самолетное» положение и устремляют машину вперед. Здесь и взлет с парковки супермаркета, и простота управления для пилота вкупе с высокой скоростью — по расчетам, конвертоплан Пирожкова обгонит любой из продаваемых сегодня автомобилей. Также стоит отметить, что уже на стадии проектирования была поставлена задача снижения площади несущих плоскостей — крыльев, стабилизаторов и т. д. Попробуйте поставить под дом современную «Сессну» — она займет четыре парковочных места. А ведь пространства в городах больше не станет.

Транспорт будущего: городские летательные аппараты: крылатые мечты Транспорт будущего: городские летательные аппараты: крылатые мечты Транспорт будущего: городские летательные аппараты: крылатые мечты Транспорт будущего: городские летательные аппараты: крылатые мечты Moller M400 — громкая попытка претворить в жизнь гибрид автомобиля и самолета. Не удалось. Суть конвертоплана на примере модели Osprey: вертикальный взлет, промежуточный режим (аппарат ныряет вниз и за счет силы тяжести набирает горизонтальную скорость), горизонтальный полет. А безопасность?

Не менее остро стоит проблема безопасности. Активная составляющая решается с помощью автопилота и массированного применения электроники, благо современные автомобили в этом смысле все ближе к самолетам. Также большое количество летательных аппаратов, реющих над головами мирных граждан, потребует иного подхода к диспетчеризации полетов. Один из перспективных вариантов — обмен данными между всеми участниками воздушного движения, объединенными в одну сеть. Наверняка она будет скомбинирована с традиционными центрами авиационного конт-роля — сетью радаров и голосом диспетчера в наушниках.

А вот с пассивной безопасностью не все так просто. Особенно на небольших высотах полета. Доступные средства катапультирования мало того, что не предполагают срабатывания у земли, но еще и предназначены для спасения тренированных героев-авиаторов. Что почувствует при катапультировании гипертоник предпенсионного возраста, лучше не знать.

Источник: http://www.autocentre.ua/ac/service/new-technologies/transport-buduschego-gorodskie-letatelnye-apparaty-krylatye-mechty-20839.html