Статистические методы оценки состояния авиационной техники
Оценке состояния авиационной техники посвящено немало исследований. Внимание их авторов в основном сосредоточено на выборе параметров, измеряя которые можно достоверно судить о состоянии изделий авиационной техники и способах организации контроля состояния. В большинстве исследований используются вероятностные модели связи состояния изделий с измеряемыми параметрами. Однако собрать сведения, достаточные для точного задания параметров таких моделей, как правило, не удается. Возникшие здесь трудности молено успешно преодолеть, используя приемы современной математической статистики для идентификации моделей связи состояния с результатами эксплуатационного контроля. Соответствующие исследования в прилолеении к оценке состояния авиационной техники в течение ряда лет проводились авторами книги.
Статистические методы анализа собранных в эксплуатации данных прочно вошли в арсенал средств, используемых и работниками исследовательских организаций гражданской авиации, и июкенерами специализированных подразделений по наделсности авиационной техники крупных авиационных предприятий. Эта отрасль знаний в последнее время активно развивается. С некоторыми новыми достижениями, апробированными при анализе наделсности авиационной техники и изучении изменения ее состояния в эксплуатации авторы хотели бы познакомить читателя в этой книге.
Замысел книги и предмет исследования предопределили широкое использование в ней математических методов. Авторы не стремились, однако, к строгим математическим доказательствам в излагаемом материале, считая, что заинтересованный читатель сможет найти их в публикациях, на которые в тексте есть ссылки. Разделы математики, не вошедшие в программы подготовки инженеров ГА, в книге не использовались.
з
Первая глава посвящена постановке задач и краткому изложению некоторых сведений из классической теории надежности и математической статистики, которые необходимы для дальнейшего чтения книги. Содержание следующих двух глав составляет методика использования результатов эксплуатационного контроля для описания состояния авиационной техники. В них показано, как оценить состояние авиационной техники по сведениям об изменении ее параметров в эксплуатации, и даны способы прогнозирования значений этих параметров.
В книге приводятся статистические методы, позволяющие оценить старение авиационной техники в эксплуатации по сведениям о ее отказах. Эти материалы базируются на современных исследованиях в области надежности и ■ на математических методах ее оценивания. Применяемый аппарат построения оценок по цензурированным выборкам дает возможность получить характеристики изменения надежности с ростом наработки по сведениям,’ условия сбора которых значительно отличаются от условий проведения специальных испытаний на надежность. Отличительной чертой предлагаемых в книге методик является использование в качестве исходных данных только тех сведений, которые собираются в эксплуатирующих предприятиях гражданской ‘авиации.
Предложенные методы статистического анализа состояния авиационной техники ориентированы на обработку с помощью ЭВМ больших массивов собираемых в эксплуатации данных. Опыт построения специализированных вычислительных систем гражданской авиации для обработки таких данных нашел отражение в последней главе книги. В ней рассмотрены вопросы оптимизация структуры базы данных и информационного обеспечения вычислительной системы, реализующей алгоритмы статистического анализа.