ТОЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
8.1. Понятие точности самолетовождения
Под точностью самолетовождения понимается степень близости фактической и заданной пространственно — временных траекторий полета. Процесс самолетовождения носит вероятностный характер. Фактическая траектории нс совпадает с заданной вследствие случайных погрешностей навигационных измерений, погрешностей выдерживания требуемого навигационного режима, инерционных свойств ВС, воздействия внешней среды и других причин. Рассматривают точность самолетовождения по боковой Z, вертикальной Н и продольной S координатам Вместо погрешности но продольной координате As часто рассматривают связанную с ней погрешность времени t пролета заданного рубежа.
Поскольку погрешности самолетовождения являются случайными, в качестве показателей точности самолетовождения используются статистические характеристики этих погрешностей. Наиболее часто используются следующие показатели точности самолетовождения.
Среднее значение (математическое ожидание) погрешности по соответ — ствчющей координате (пь, т,, тц, ttit) по множеству траекторий полета нлн на некотором участке одной тра ектории. В процессе полета экипаж стремится свести к нулю систематические погрешности навигационных измерений и строго выдерживать навигационную программу полета, поэтому в ряде случаев математические ожидания погрешностей самолетовождения принимают рапными нулю. Однако иногда систематические погрешности (например, боковое уклонение при полете по ортодромической ЛЗП с использованием локсодромических курсовых приборов) возникают из-за используемого метода самолетовождения
Средняя квадратическая погрешность самолетовождения по соответствующей координате (о,, о«, ан,
at). Она характеризует степень рассеяния случайных погрешностей самолетовождения относительно их математического ожидания, а при нулевом математическом ожидании — разброс фактической координаты ВС относительно заданной. Чем меньше о, тем менее разбросаны реализации случайной погрешности относительно их средств значения, тем выше точность самолетовождения
Максимальная погрешность
(Да max, Asmai, Д/rmar, Д/max) характеризует максимально возможное отклонение фактической траектории от заданной. Она может быть установлена из физических соображений. Часто за максимальную погрешность принимают утроенную среднюю квадратическую Атах =■ За. При этом допускается пренебрежимо малой вероятность превышения случайной погрешностью данного значения Ansi (тля нормального закона распределения эта вероятность составляет 0,003).
Погрешность самолетовождения по каждой координате может быть разделена на составляющие, различающиеся по их происхождению: погрешность измерения положения, обусловленная неточным определением с помощью датчиков навигационной информации положення ВС; погрешность выдерживания траектории (погрешность пилотирования), вызванная несовпадением вследствие разных причин измеренной координаты с заданной.
Поскольку процесс самолетовож дения представляет собой последовательность участков счисления пути с периодической коррекцией координат, то погрешности определения местоположения ВС складываются из погрешностей коррекции координат и счисления пути. Погрешности выдерживания траектории зависят от способа исправления пути и тщательности выдерживания заданного режима полета.
Точность самолетовождения зави сит от технологии работы навигатора, который выбирает момент и сред ства коррекции координат, режим счисления. порядок исправления пути.