Особенности эксплуатации измерителей воздушной скорости
Вариометры и указатели воздушной скорости устанавливаются на приборной доске в соответствии со схемой приборного оборудования самолета. Датчик воздушной скорости устанавливается на
собственном амортизационном устройстве в месте размещения агрегатов автоматических навигационных устройств. Соединение их с приемниками статического и полного давления производится гибкими дюрнтовыми шлангами. После монтажа приборов тщательно проверяется герметичность статической и динамической магистралей проводки. Перед установкой на самолет вариометр, указатель скорости и датчик скорости обязательно подвергают проверке:
1) осматривают внешнюю исправность корпусов приборов, стрелок, шкал;
2) проверяют герметичность корпуса прибора;
3) проверяют плавность хода стрелок;
4) определяют погрешности показаний приборов;
5) определяют сопротивление изоляции электрических элементов датчика воздушной скорости относительно корпуса при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80 7о.
Проверка происходит на установке, схема которой приведена на рис. 173.
Проверка корпусов приборов на герметичность выполняется в следующем порядке. Плавным открытием крана К1 медленно создают в статической проводке разрежение, соответствующее показанию высотомера #=6 000 лц а затем кран К1 перекрывают п наблюдают в течение 3 мин за показаниями U-образного манометра. Если корпуса приборов герметичны, то показания U-образного манометра не должны меняться (допускается изменение показаний не более чем на 3 мм рт. ст.).
Вариометр на точность проверяют по высотомеру и секундомеру. Плавно открывая кран К1, добиваются определенного значения показаний вариометра VH. При этом на определенной высоте
нз Рис. 173. Принципиальная схема установки для проверки измерителей воздушной скорости и числа Л |
Hi пускают секундомер и при некоторой высоте Н2 останавливающего. Истинная вертикальная скорость
,, Я2-Я,
V ун — ~t.
где t — Время изменения ВЫСОТЫ С Hi до Н2.
Погрешность вариометра определяется как разность
ДІЛ, = VyH — К„.
Так повторяют проверку вариометра на точность на нескольких точках как при подъеме на высоту, так и при снижении.
Проверку на точность указателя скорости (КУС), датчика скорости и указателя числа М проводят с помощью U-образпого манометра как на высоте #=0, так и на наиболее характерных высотах (4 000 м, 8 000 лит. д. ).
При проверке на высоте Н=0 открывают кран К2 и, плавно открывая кран КЗ, создают в динамической магистрали давление, соответствующее заданной скорости по КУС. При этом производят отсчет по U-образному манометру как сумму отсчетов по правому и левому коленам. Эта сумма и будет равна динамическому давлению. По динамическому давлению, замеряемому манометром, с помощью аэродинамической таблицы для высоты Н=0 находят истинную воздушную скорость V,,. Сравнивая показания прибора со скоростью, полученной по таблице, определяют погрешность указателя истинной воздушной скорости как разность ЛК=
— К„—— 1 пр-
Для определения погрешности датчика скорости замеряют выходные (положительные и отрицательные) напряжения датчика и затем определяют относительные напряжения:
и п
По ним определяют значения истинной воздушной скорости, которым соответствуют выходные напряжения датчика:
V+ = 12008ы+; V — = 1200йн_. Погрешности датчиков определяются как разность:
IV + = V+ — 1/„; ДІЛ. = V — — 1/„.
Указатель числа М проверяется сравнением показания прибора с расчетным числом МраСп, которое определяется по формуле
М — Vu Мрасч — .
где аИ — скорость звука на проверяемой высоте по стандартной атмосфере.
Поправка прибора определится как разность
ДАЛ — А4расч Мпр.
Аналогичные проверки проводят на ряде наиболее характерных точек скорости (400, 800, 1 000, 1 200 км/ч и т. д.).
При проверке этих приборов на заданных высотах закрывают кран К2 и плавно открывают краны К1 и КЗ, добиваясь показаний по приборам заданной высоты и истинной воздушной скорости. При этом краном К4 все время выравнивают давление в статической и динамической проводках пока высота и скорость не станут заданными, после чего кран К4 закрывают. Далее расчет погрешностей приборов ведется точно так же, как и при проверках на
0.
Погрешности приборов определяются как при увеличении скорости н числа М, так и при уменьшении. На максимальных их значениях делается выдержка 10 мин. Разность между погрешностями при увеличении показаний приборов и погрешностями при уменьшении показаний приборов определяют вариацию погрешности.