Особенности эксплуатации измерителей воздушной скорости

Вариометры и указатели воздушной скорости устанавливаются на приборной доске в соответствии со схемой приборного обору­дования самолета. Датчик воздушной скорости устанавливается на
собственном амортизационном устройстве в месте размещения аг­регатов автоматических навигационных устройств. Соединение их с приемниками статического и полного давления производится гибкими дюрнтовыми шлангами. После монтажа приборов тща­тельно проверяется герметичность статической и динамической ма­гистралей проводки. Перед установкой на самолет вариометр, ука­затель скорости и датчик скорости обязательно подвергают про­верке:

1) осматривают внешнюю исправность корпусов приборов, стрелок, шкал;

2) проверяют герметичность корпуса прибора;

3) проверяют плавность хода стрелок;

4) определяют погрешности показаний приборов;

5) определяют сопротивление изоляции электрических эле­ментов датчика воздушной скорости относительно корпуса при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80 7о.

Проверка происходит на установке, схема которой приведена на рис. 173.

Проверка корпусов приборов на герметичность выполняется в следующем порядке. Плавным открытием крана К1 медленно создают в статической проводке разрежение, соответствующее по­казанию высотомера #=6 000 лц а затем кран К1 перекрывают п наблюдают в течение 3 мин за показаниями U-образного маномет­ра. Если корпуса приборов герметичны, то показания U-образного манометра не должны меняться (допускается изменение показа­ний не более чем на 3 мм рт. ст.).

Вариометр на точность проверяют по высотомеру и секундоме­ру. Плавно открывая кран К1, добиваются определенного значе­ния показаний вариометра VH. При этом на определенной высоте

нз

Особенности эксплуатации измерителей воздушной скорости

Рис. 173. Принципиальная схема установки для проверки измерителей воздушной скорости и числа Л

Hi пускают секундомер и при некоторой высоте Н2 останавливающ­его. Истинная вертикальная скорость

,, Я2-Я,

V ун — ~t.

где t — Время изменения ВЫСОТЫ С Hi до Н2.

Погрешность вариометра определяется как разность

ДІЛ, = VyH — К„.

Так повторяют проверку вариометра на точность на несколь­ких точках как при подъеме на высоту, так и при снижении.

Проверку на точность указателя скорости (КУС), датчика ско­рости и указателя числа М проводят с помощью U-образпого ма­нометра как на высоте #=0, так и на наиболее характерных вы­сотах (4 000 м, 8 000 лит. д. ).

При проверке на высоте Н=0 открывают кран К2 и, плавно открывая кран КЗ, создают в динамической магистрали давление, соответствующее заданной скорости по КУС. При этом производят отсчет по U-образному манометру как сумму отсчетов по правому и левому коленам. Эта сумма и будет равна динамическому дав­лению. По динамическому давлению, замеряемому манометром, с помощью аэродинамической таблицы для высоты Н=0 находят истинную воздушную скорость V,,. Сравнивая показания прибора со скоростью, полученной по таблице, определяют погрешность указателя истинной воздушной скорости как разность ЛК=

— К„—— 1 пр-

Для определения погрешности датчика скорости замеряют вы­ходные (положительные и отрицательные) напряжения датчика и затем определяют относительные напряжения:

Подпись: ои+Подпись: и йн_ = 2Особенности эксплуатации измерителей воздушной скоростии п

По ним определяют значения истинной воздушной скорости, кото­рым соответствуют выходные напряжения датчика:

V+ = 12008ы+; V — = 1200йн_. Погрешности датчиков определяются как разность:

IV + = V+ — 1/„; ДІЛ. = V — — 1/„.

Указатель числа М проверяется сравнением показания прибо­ра с расчетным числом МраСп, которое определяется по формуле

М — Vu Мрасч — .

где аИ — скорость звука на проверяемой высоте по стандартной атмосфере.

Поправка прибора определится как разность

ДАЛ — А4расч Мпр.

Аналогичные проверки проводят на ряде наиболее характерных точек скорости (400, 800, 1 000, 1 200 км/ч и т. д.).

При проверке этих приборов на заданных высотах закрывают кран К2 и плавно открывают краны К1 и КЗ, добиваясь показаний по приборам заданной высоты и истинной воздушной скорости. При этом краном К4 все время выравнивают давление в статиче­ской и динамической проводках пока высота и скорость не ста­нут заданными, после чего кран К4 закрывают. Далее расчет по­грешностей приборов ведется точно так же, как и при проверках на

0.

Погрешности приборов определяются как при увеличении ско­рости н числа М, так и при уменьшении. На максимальных их зна­чениях делается выдержка 10 мин. Разность между погрешностя­ми при увеличении показаний приборов и погрешностями при уменьшении показаний приборов определяют вариацию погрешно­сти.