НЕКОТОРЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПРЕДПОСЫЛОК К НИМ
При анализе уровня..безопасности полетов в авиационных предприятиях гражданской авиации обычно выделяют 15 групп основных причин, вызывающих летные происшествия и предпосылки к ним. Это дает возможность сравнивать качество работы различных служб эксплуатационного предприятия, а также производить сравнение уровня безопасности полетов различных предприятий. Такое сравнение можно выполнять с использованием табл 281, содержащей обработанные статистические данные (цифры условные) .
В ряде случаев эти данные удобно представлять в виде гистограммы (рис. 28.1). Приведенная таблица и гистограмма позволяют выполнить детальный анализ и выделить основные причины, способствующие возникновению лепных происшествий и предпосылок к ним.
Так, из этих данных следует, что основную массу предпосылок создают причины, обусловленные отказами авиационной техники
Таблица 281 |
|||
н |
і Наяменоючие причин |
Прслпосыл КИ Я? с к общему числу |
Летные iifX/исшест. ВИЯ И к общему числу |
1 |
Недостатки в организации летной работы |
1,8 |
2,0 |
2 |
Недостатки в УВД и метеорологическом обеспече *ии |
5,0 |
3,0 |
3 |
Ошибки пилотов в технике пилотирования |
6,0 |
40.5 |
4 |
Нарушаете правил эксплуатации авиатехники экипажем |
3,5 |
8,2 |
5 |
Неправильная оценка метеообсгановкн экипажем, «ед о оценка сложности погоды |
0,2 |
1,3 |
6 |
Ошибки, нарушения и упущения в службе метеорологического обеспечения полетов |
2,5 |
1,5 |
7 |
Нарушение экипажем правила полетов |
3,9 |
13,3 |
8 |
Грубые нарушения диещиттаны экипажем |
0,2 |
з, о |
9 |
Отказы авиатехники по вине инженерно-авиационной службы |
21,0 |
6,0 |
10 |
Отказы авиатехники по вине службы ГСМ |
4,0 |
1,0 |
И |
Отказы авиатехники по вине ремонтных заводов ГА |
2,2 |
1,0 |
12 |
Отказы авиатехники вследствие конструктивно — производственных (недостатков по вине промышленности |
42,5 |
17,0 |
13 |
Причина отказа авиатехники не установлена |
2,5 |
0,1 |
14 |
Столкновение летательных аппаратов с птицами и другими предметами |
2,6 |
0,1 |
15 |
Причины происшествия «не установлены Дополнительными причинами могут быть* недостатки в радиосветотехннческом и аэродромном обеспечении полетов, состояние здоровья экипажа |
2,1 |
2,0 |
Итого |
юои | |
100И |
вследствие конструктивно-производственных недостатков (42,5%). по вине инженерно-авиационной службы (21,0%), и в меньшей степени — ошибками пилотов (6%), (недостатками в УВД — и метеорологическом обеспечении полетов (5%). Эти данные и определяют основные направления в работе по уменьшению числа предпосылок к летным происшествиям.
Анализ данных, представленных в четвертой колонке таблицы, и сравнение их с соответствующими значениями по предпосылкам к к летным происшествиям позволяет заключить, что основная причина летных происшествий происходит по вине экипажа (п. 3, 4, 7, 8 табл. 28.1). В целом это составляет 65% от общего числа летных происшествий.
В ряде случаев представляет интерес анализ распределения опасных ситуаций по причинам и процент перехода их в аварийную
4о
‘"З®
є
BE 2o
1 230567 8Sl0tinmi5 Hm причин
|
ситуации в связи с попыткой экипажа парировать действие аварийного фактора.
В этом случае данные можно представить в виде гистограммы (рис. 28.2), где приведены статистические данные по одному из типов летательных аппаратов.
Как следует из гистограммы, в данном случае наибольший процент опасных ситуаций дают отказы по конструктивно-производственным причинам (до 48%), и почти 80% из них вызывают аварийную ситуацию и только вмешательство экипажа предотвращает летные происшествия.
Наоборот, ошибки пилотов в технике пилотирования вызывают в 6% опасную ситуацию, а примерно ® 60% триводят к летным происшествиям.