ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ О АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
Все летные происшествия и предпосылки к ним подлежат строгому учету. От того, насколько четко организован сбор этой информации, ее учет, всесторонний анализ и глубокое изучение в авиационных предприятиях, во многом зависит успех работы по обеспечению безопасности полетов.
В отличие от летного происшествия выявление предпосылок к летным происшествиям представляет известные трудности, ибо оно базируется на информации, получаемой от экипажа, средств объективного контроля и бортовой документации, наблюдений лиц, осуществлявших контроль за выполнением полетов, и очевидцев.
На неисправности авиационной техники, которые могут стать причинами летных происшествий или предпосылками к ним, составляются карточки по той же форме, которая была указана в гл. 2, но со специальными обозначениями. На ее лицевой стороне наносится красная полоса по диагонали с левого. нижнего угла к правому верхнему.
Обработка и анализ информации, содержащейся в карточках, проводится в соответствии с «Методикой анализа статистических данных о неисправностях авиационной техники», рекомендованной Постоянной комиссией СЭВ по транспорту для стран—членов СЭВ.
Информация может обрабатываться различными способами. При -недостаточно большом объеме информации успешно используют перфорационные карты. Применение таких карт в значительной мере сокращает время, затрачиваемое на выборку интересующих исследователя да-ниых из всего. объема имеющейся информации. При большом объеме поступающей информации применяют счетно- аиалитические машины, с помощью которых обрабатывают поступающие карточки и составляют сводные — статистические данные.
Обработанные итоговые статистические данные используются в дальнейшем для решения различных вопросов, — связанных с оценкой надежности летательных аппаратов и их функциональных систем, а также анализом причин летных происшествий.
Главное назначение анализа предпосылок к летным происшествиям состоит в том, чтобы на основе глубокого изучения обстоятельств и причин их возникновения выявить недостатки в летиой работе, установить тенденции их -возникновения, наметить и своевременно провести профилактические мероприятия, исключающие появление подобных случаев. Ответственность за состояние учета летных происшествий и предпосылок — к ним несут руководители предприятий, начальники управлений или учебных заведений.
В управлениях и учебных заведениях на основании материалов учеталет-ных происшествий и предпосылок к ни-м начальники служб (летной, движения, инжеиерио-авиациоииой и аэродромной) ежеквартально делают анализы эксплуатации авиационной техники и, .в частности, летных происшествий и предпосылок к ним, происшедших по вине личного состава указанных служб. Материалы анализа
высылают в МГА и рассылают so все подчиненные эксплуатационные предприятия для изучения и руководства в работе. МГА на основе полученных материалов ведет учет и составляет квартальные и годовые общие анализы причин летных происшествий
С целью предупреждения и устранения причин летных ироисше ствий я повышения уровня безопасности полетов па основании анализа разрабатываются мероприятия, которые рассматриваются иа заседаниях коллегии МГА или «а служебных совещаниях с участи ем руководящего состава управлений
Высокий уровень безопасности полетов неразрывно связан с обобщением и обменом опытом безаварийной работы эксплуатацией ных предприятий, с ознакомлением личного состава с результатами анализов летных происшествий и предпосылок к ним, с выводами, рекомендациями и указаниями.