Особенности вертолетовождения над водным пространством
Полеты вертолетов над водным пространством могут выполняться при видимости и невидимости береговой черты с аэродромов (площадок), расположенных на суше, или с палубы авианесущего корабля. Вертолетовождение при видимости береговой черты существенно не отличается от выполнения полета над сушей, так как контроль пути и определение места вертолета можно осуществлять визуально по ориентирам на суше или по конфигурации и удалению береговой черты.
Условия вертолетовождения над водным пространством вне видимости береговой черты определяются выполняемыми задачами и характеризуются следующими особенностями:
— невозможностью ведения визуальной и радиолокационной ориентировки;
— сложностью метеорологической обстановки, изменчивостью ветра и недостаточностью информации о состоянии погоды по маршруту;
— ограниченным количеством РНС и размещением их на суше и на кораблях в море;
— снижением точности определения места вертолета и навигационных элементов с помощью угломерных РНС, расположенных на суше, за счет влияния ошибок берегового эффекта;
— базированием вертолетов на авианесущих кораблях.
Малое количество и даже полное отсутствие естественных ориентиров, в том числе и радиолокационных, невидимость береговой черты и естественного горизонта значительно усложняют вертоле — товождение и пилотирование вертолета над водным пространством. В отдельных случаях для определения места вертолета визуально могут использоваться отдельные острова, рифы или конфигурация береговой черты. Эти ориентиры просматриваются на экране бортовой радиолокационной станции и могут использоваться для контроля пути и определения места вертолета. При полетах на предельно малых высотах в штиль, когда водная поверхность имеет зеркальный вид, усложняется определение высоты полета и дальности до видимых ориентиров.
Сложная метеорологическая обстановка, изменчивость ветра оказывают существенное влияние на точность выполнения полета по заданному маршруту над водной поверхностью. Постоянная густая дымка уменьшает видимость до 1,5—2 км, особенно в осенний и весенний период, а также утром и вечером. При кучевой облачности 3—5 баллов на водной поверхности создаются темные пятна — тени облаков, которые напоминают острова, что вводит экипаж в заблуждение. Сплошная облачность создает обстановку, похожую на сумерки, снижает видимость, не просматривается естественный горизонт и возникает необходимость пилотирования вертолета по приборам. Направление и скорость ветра неустойчивы и при удалении от береговой черты на 40—50 км меняются по сравнению с ветром над сушей. Местные ветры имеют суточную периодичность: днем они дуют с моря, ночью — с суши на море.
Радионавигационные средства располагаются на суше вблизи береговой черты (на островах) или на кораблях в открытом море, что определяет особенность их использования. Дальность применения РНС над водной поверхностью несколько увеличивается. При пеленговании приводных радиостанций, расположенных на суше, существенное влияние на точность определения пеленга оказывают ошибки берегового эффекта. Эти ошибки носят случайный характер, достигают величины 6—8°, и учесть их практически невозможно. Ошибки берегового эффекта имеют минимальные значения при направлении пеленгов, близком к перпендикулярному относительно береговой черты, и максимальные — при направлении пеленгов под углами 30° и менее к береговой черте.
На авианесущих кораблях для обеспечения вертолетовождения имеются азимутально-дальномерные радиомаяки (АДРМ), корабельные радиолокационные станции (КРЛС), приводные радиостанции, посадочные радиолокационные комплексы и корабельное светосигнальное оборудование. Радионавигационное оборудование авианесущих кораблей совместно с навигационно-пилотажным оборудованием вертолета обеспечивает автоматизированный полег по заданной программе, определение и индикацию текущих геодезических координат места вертолета, вывод вертолета в заданную точку, автоматическую коррекцию счисленных координат по радиомаяку корабля или радиолокационному ориентиру, привод вертолета на корабль и выполнение захода на посадку. Корабельные вертолеты действуют, как правило, в зоне обнаружения корабельных РЛС. Дальность наблюдения вертолетов с помощью КРЛС зависит от высоты полета и составляет 40—50 км при высоте полета 50 м и 70—80 км при высоте полета 500 м. Для обеспечения полетов вертолетов в открытом море могут привлекаться и другие корабли, имеющие радионавигационные средства и оборудованные посадочными площадками.
Основными особенностями базирования вертолетов на авианесущих кораблях являются: выполнение полетов с ограниченных взлетно-посадочных площадок при нахождении корабля в движении и на стопе, отсутствие запасных аэродромов и посадочных площадок, сложность учета изменения местоположения корабля,, выполнение задач в открытом море, трудность отыскивания, опознавания и выхода на морские подвижные цели. Поэтому полеты с палубы авианесущего корабля являются одним из наиболее сложных видов боевой подготовки и требуют от летного состава глубоких знаний и тщательной подготовки к полету.
Штурманская подготовка к полету по маршруту над водным пространством производится по общим правилам. Важное значение перед полетом над водной поверхностью имеет подготовка карт, которая включает выделение береговой черты (синим цветом), границы территориальных вод (красным цветом), фарватера и основных направлений движения кораблей (синим цветом)1. На карте также выделяются отмели, рифы, мелкие острова, районы, непригодные для плавания кораблей, граница прибрежного льда и изучается возможность посадки вертолета на лед. В районе полетов изучаются: конфигурация береговой черты и государственной границы; основные направления движения кораблей; места расположения поисково-спасательных судов, их позывные и порядок радиосвязи. На карте отмечаются береговые, островные и корабельные радионавигационные и светотехнические средства (их позывные, частота, время работы). Если вблизи береговой черты имеется горный район, то необходимо знать превышение горных вершин над уровнем моря.
Маршрут полета выбирается с наименьшим количеством изломов с учетом надежного и своевременного выхода на заданные цели. Основные точки маршрута задаются прямоугольными или геодезическими координатами и отмечаются линиями положения береговых или корабельных РНС. При выполнении полетов с аэродромов, расположенных на суше, за ИПМ (КПМ) берется РНТ корабля.
При подготовке к полету на поиск подводных лодок экипажу сообщается размер района (рубежа) поиска, способ поиска цели, плотность постановки буев, способ вывода вертолета на корабль
и захода на посадку. Маршрут полета до района поиска прокладывается в виде прямой, а сам поиск осуществляется по схемам, определяемым способом поиска. Перед полетом экипаж должен рассчитать линейные интервалы между постановкой буев или точками зависания и подготовить схему поиска в назначенном районе. На схеме указывают границы района поиска, порядок маневрирования, расчетные данные поиска и точку начала координат для целеуказания. Время поиска в назначенном районе определяется в результате выполнения инженерно-штурманского расчета полета и зависит от удаления района поиска до корабля и запаса топлива.
Для выхода вертолета на морскую подвижную цель (подводную лодку) маршрут полета прокладывается в точку встречи, координаты которой задаются командованием или она рассчитывается графически на карте с учетом направления (Кц) и скорости движения (Уц) корабля — цели (рис. 16.5). При расчете точки встречи обычно задается время выхода вертолета на цель. От точки обнаружения цели по направлению ее движения откладывается расстояние, которое пройдет вертолет от момента ее обнаружения (Гоби) до выхода на нее в заданное время (Гзад). Конец полученного отрезка определит предполагаемую точку встречи вертолета с целью. В точку встречи проводится линия пути, и определяются путевой угол и расстояние. По известному расстоянию от вертолета в момент обнаружения цели до точки встречи можно
рассчитать среднюю потребную путевую скорость полета на данном участке маршрута по формуле
WriOTp=* — — . (16.5)
* зад * обн
Момент вылета и курс следования вертолета в точку встречи рассчитываются с учетом данных о ветре. Контроль за выходом вертолета на морскую цель осуществляется с использованием корабельных РЛС.
Для выхода вертолета на цель, расположенную на суше, маршрут полета прокладывается на характерный исходный ориентир, обеспечивающий надежное отыскание и выход вертолета на нее. Заход на цель при этом выбирается со стороны суши, если она расположена в бухте, и со стороны моря, если цель расположена на мысу.
При выполнении полетов с использованием навигационного комплекса вертолета на полетную карту наносится система координат, принятая для автоматического счисления пути и определения текущих координат места вертолета. Система координат в предполагаемом районе полетов наносится с учетом выполнения поставленных задач и передвижения корабля за время полетов. Затем определяются геодезические координаты точки начала системы координат, основных точек маршрута и заданные направления выхода в эти точки. Выбираются точки коррекции по радиомаяку корабля или радиолокационному ориентиру. Все необходимые данные программированного полета по заданному маршруту записываются в планшет ввода исходных данных. Перед полетом данные программы полета вводятся в вычислительное устройство.
Штурманский план полета разрабатывается с учетом поставленной задачи и должен предусматривать использование всех средств и способов вертолетовождения для надежного выполнения полетного задания с соблюдением мер безопасности.
Полет вертолета по маршруту выполняется по заданной программе, а контролируется по курсу, рассчитанному по известному ветру. При выполнении полетов с палубы авианесущего корабля курсовая система вертолета используется в режиме ГПК с коррекцией курса перед взлетом по указателю курса корабля. Контроль пути и определение координат места вертолета осуществляется с использованием навигационного комплекса. Из-за отсутствия ориентиров место вертолета необходимо уточнять чаще, чем при полете над сушей, используя РНС, счисление и прокладку пути. Моменты разворотов вертолета над заданными точками водной поверхности определяются по показаниям координат места вертолета навигационного комплекса, а контролируются по времени или по данным радионавигационных средств.
Угол сноса и путевая скорость в полете определяются с использованием ДИСС. При отсутствии ДИСС угол сноса и путевая скорость измеряются на контрольном этапе по отметкам места вертолета, полученным другими радионавигационными средствами.
Время непрерывного полета над водным пространством на предельно малой высоте должно составлять не более 30 мин. Днем полет выполняется визуально на высоте 50—70 м, а ночью — по приборам на высоте 150 м. Высота полета выдерживается по барометрическому высотомеру, а контролируется по радиовысотомеру. После длительного полета на предельно малой высоте необходимо периодически набирать высоту 150—300 м (площадка отдыха), лететь на ней 3—5 мин, затем снова занять заданную высоту.
Важным условием обеспечения безопасности полета над водным пространством является точное соблюдение правил вертолетовождения, комплексное использование радионавигационных средств согласно намеченному штурманскому плану. Основной способ восстановления потерянной ориентировки — выход на РНТ авианесущего корабля.
После выполнения полетного задания возвращение на авиане — ‘суш. ий корабль производится полетом на корабельный радиомаяк или ПРС. Оборудование современных корабельных вертолетов совместно с посадочным радиолокационным комплексом позволяет выводить вертолет на корабль базирования с построением предпосадочного маневра в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Основным способом захода на посадку на палубу авианесущего корабля является коробочка.
Выполнение полетов с авианесущего корабля ночью намного сложнее, так как отсутствуют линия естественного горизонта и световые ориентиры. Ночью трудно определять расстояние до корабля и направление его продольной оси. Для выполнения захода на посадку ночью и при плохой видимости на авианесущих кораблях имеется светосигнальное оборудование, при помощи которого обозначаются контуры полетной палубы, надстройки корабля и взлетно-посадочные площадки.